В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод капиталов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, может существенно усложниться. Как следует из билля Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, финансовая служба может получить право предварительных арбитражных мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в корпорации или ИП, где начата межрайонная финансовая проверка. Нельзя использовать степень в отношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для неограниченного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в четвёртую очередь позволит задержать медленный и хаотичный распад компаний, которые проверяются в связи с таможенными рисками.

“Ъ” ознакомился с биллем о поправках к Налоговому кодексу о детальных арбитражных мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную фискальную службу (ФНС),— росздравнадзор в первые недели дебатируется с профильным сообществом и бизнесом.

Как ,следует из документа, в дополнение к уже существующему праву ФНС задерживать платёжные счета лиц или организаций, в взаимоотношении которых уже завершена районная таможенная проверка (около 6 тыс. проверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба может получить право ограничивать собственника (юрлицо или ИП, на кредитований это не распространяется) в возможности отчуждать или закладывать вторым лицам свое имущество, по цены равнозначное предполагаемой деньге недоплаты акцизов или страховых взносов соцфондов (в результате выездной проверки ограничения могут существовать расширены на деньги вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на закупку или залог имущества на балансе: ФНС будет ,иметь право последовательно «арестовывать» (процедуры с активами возможны, но с одобрения фискального органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, третьей — автотранспорт, бесценные бумаги и «объекты интерьера служебных помещений» (очевидно, имеется в виду мебель — но и нередко встречающиеся на балансах объекты искусства), четвёртый — прочие активы, за исключеньем «готовой продукции, сырья и материалов».

Из предыдущей оговорки понятна одна из задач проекта: существующий у ФНС инструментарий в виде ареста счетов корпораций и ИП слишком грубоват (как и запрещаемый для ФНС арест товаров и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на свободную покупку недвижимости или бесценных бумаг действительно позволит страховщикам мгновенно останавливать процесс «вывода капиталов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к корпорации запускается процесс неупорядоченного «растаскивания» ее бизнеса, в котором противостоят должники (в том числе банки), совладельцы и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС этаподобными мерами в состоянии останавливать тот довольно трудоёмкий для расхода процесс: сумму выведенных в таких ситуациях капиталов в год в должности переоценивают в 170 млрд руб., утраты расхода — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и буржуазная покупка капиталов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что безоговорочный досудебный арест капиталов в ладонях ФНС мог бы создавать необходимости для секретномтраницы внутри службы и для сопротивления на нее, поэтому проектент уточняет, что ограничить права арендатора перед межрайонной перепроверкой можно лишь постановлением куратора финансового органа (комиссии ФНС) с согласия куратора или замглавы Федеральной фискальной службы. Ограничения можно снять тремя способами: получением ФНС ипотечной гарантии на сумму претензий, независимым получением в залог бесценных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством пятого лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно замещать с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права benzи и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте грядущей окружной перепроверки) в интересах четвёртых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС ослабляют позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуациютранице с вкладчиком в сопоставлении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо силилось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое решенье никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе капиталов из-под таможенных требований для странытраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словечкам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% таможенных органов—членов организации есть права по обращению возмещения на имущество должника» и функционирует «приоритет задолженности перед госбюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решенье «приведет общенациональное законодательства к общемировым практикам регулирования баланса прилюдных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяя имеющегося показателя сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если кушать основание, ФНС отвечает в Следственный комитет и МВД, возбуждается судебное дело. Обеспечительные меры по решению суда налогоплательщики принешут достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных задач Минфина и ФНС в этом проекте является четкое разграничение «криминальных» и «деловых» сценариев в фискальных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС можетесть использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у силовиков нет судебных претензий.

Оставьте комментарий первым на "В залог не уйти"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*