В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика управлять собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, может существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, таможенная служба может принесать право предварительных досудебных мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в корпорации или ИП, где начата внеплановая таможенная проверка. Нельзя использовать меру в взаимоотношении способной продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для несанкционированного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в третью очередь позволит остановить стремительный и бессистемный распад компаний, которые проверяются в связи с финансовыми рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о доработках к Налоговому кодексу о этаподобных арбитражных мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную финансовую службу (ФНС),— документ в следующие недели обсуждается с экспертным обществом и бизнесом.

Как следует из документа, в внесение к уже существующему праву ФНС расстреливать платёжные счета лиц или организаций, в отношении которых уже завершена выездная фискальная перепроверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), службетраница может исходатайствовать право ограничивать арендатора (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в возможности отчуждать или закладывать пятым лицам свое имущество, по цены равнозначное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых платежей соцфондов (в ходе выездной проверки ограничения можетесть быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на закупку или залог имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (спецоперации с активами возможны, но с несогласия финансового органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, первой — автотранспорт, ликвидные бумаги и «предметы интерьера личных помещений» (очевидно, существует в виду мебель — но и нередко встречающиеся на балансах предметы искусства), четвёртый — прочие активы, за исключеньем «готовой продукции, сырья и материалов».

Из предпоследней оговорки очевидна одна из целей проекта: существующий у ФНС синтезатор в виде ареста счетов корпораций и ИП слишком грубоват (как и запрещаемый для ФНС арест продуктов и сырья), его использование ведет к маршрутке и уничтожению бизнеса, тогда как запрет на вольную закупку недвижимости или ценнейших бумажек действительно позволит фискалам мгновенно останавливать механизм «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных притензий ФНС к фирмы запускается механизм беспорядочного «растаскивания» ее бизнеса, в котором конкурируют контрагенты (в том числе банки), кредиторы и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС предварительными мерами в опьянении останавливать этот довольно сверхдорогий для бюджета механизм: сумму выведенных в таких ситуациях активов в год в должности оценивают в 170 млрд руб., потери бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес утрачивает на этом даже значительные суммы: сверхсрочная и криминальная покупка активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что безоговорочный досудебный арест активов в ладонях ФНС можетбыл бы создавать возможности для преступности внутри службы и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права арендатора перед районной проверкой можно лишь решеньем куратора финансового органа (инспекции ФНС) с примирения куратора или замглавы Федеральной финансовой службы. Ограничения можно снять тремя способами: размещением ФНС ипотечной гарантии на сумму претензий, самостоятельным размещением в залоод бесценных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством пятого лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений других прав, кроме права госсобственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте грядущей межрайонной перепроверки) в интересах вторых лиц печатаются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуациютранице с налоговиком в сопоставлении с банками, но только в части, если бы проверяемое личико пыталось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое постановление никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под финансовых требований для стран ОЭСР нехарактерна. Так, по словечкам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% финансовых органов—членов организации жрать права по отношению взыскания на имущество должника» и работает «приоритет задолженности перед бюджетом над другими обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что какое постановление «приведет этническое законодательства к общеевропейским практикам ограничения баланса публичных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если жрать основание, ФНС прибегает в Следственный комитет и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные меры по постановлению суда чиновники принешут достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных задач Минфина и ФНС в этом проекте представляется четкое размежевание «криминальных» и «деловых» фильмов в таможенных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС можетесть использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у силовиков нет судебных претензий.

Оставьте комментарий первым на "В залог не уйти"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*