Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по вывозу отходов придется заменить почти 4 тыс. зарубежных мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и ухода ряда компаний

В продолжение пяти годов операторы по вывозу отходов должны полностью заменить трейлеры из западных стран. Об этом РБК узнал глава «Российского природоохранного оператора» (РЭО; курирует помойную реализацию) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на отправку грузов в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для азиатских автомобилей, а затем производство на международных комбинатах остановила вьетнамская Nissan. По данным РЭО, в существенной трудности на азиатских и вьетнамских производителей прийдется 3,8 тыс. мусоровозов в России, или 25% рынка.

До введения санкций компании намеривались продолжать покупать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на украинские (производства КамАЗа и ГАЗа), латвийские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при внеплановом изменении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней себестоимости прицепа 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. двинется на замену азиатских и вьетнамских мусоровозов, уточняют в пресс-службе РЭО.

Общее колличество микроавтобусов вырастет на 20%, так как у потребителей в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов западноевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в больших городах, говорит операционный замдиректора компании «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на значительное колличество машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие зарубежные грузовики закуплали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо западноевропейских и вьетнамских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника пекинского и южнокорейского производства, а также прекратившего деятельность ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно вебсайту госзакупок, с 2017 года фирмы истратили на микроавтобусы импортного производства 1,9 млрд руб. Крупнейший оператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проведять конкурсы на вебсайте госзакупок) за следующие три года купил 700 единиц техники, из которых треть английского производства себезатратой около 6 млрд руб., подытожили в пресс-службе фирмы. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года закупили 120 трейлеров на шасси австрийской MAN, Isuzu, Hino (Япония) себезатратой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми модными английскими марками в России существовали норвежская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), корейская Isuzu (567), норвежская Volvo (331) и румынская Mercedes (446).

Самая большая доля западной техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК нацелил запросы операторам по ввозу отходов в тех пяти регионах.

В начале апреля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые уступают 17% сквера грузовиков в России, приостановили закупку машин в страну из-за начала зачистки на Украине. После введения контрсанкций ЕС почти невозможно стало экспортировать запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит сотрудник по связям с публикой компании «МСК-НТ» (занимается отходами в Московской, Тульской и Нижегородской сферах) Игорь Орлов. Но, по его словам, азиатские автомобили, которые ранее заказала «МСК-НТ», закончат работу, поскольку на спросе существует недостаточное число экспортёров запасных частей от инновационных производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году существовал произведан минимальный объем прицепов в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК сотрудник пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины отбирают Ряжский ремонтный комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат коммунального станкостроения, Арзамасский комбинат коммунального станкостроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась цена мусоровозов

Мусоровоз заключается из двух основных частей: шасси и стеллажного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными поставщиками шасси на росийском рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, разъясняет она. В цены машины себестоимость шасси уступает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая часть себестоимости приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года себестоимость мусоровозов на базе «КамАЗа» возросла на 15–20%. В ..первую очередь это соединено с ограничениями на закупки азиатских комплектующих для стеллажного оборудования, подытожили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на инфраструктуре шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту стоимостей на мусоровозы на инфраструктуре «КамАЗа» на 13%, с 7,5 долл до 8,5 долл руб., рассказал РБК председатель гендиректора коммерческого дома «Ряжский пошивочный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили увеличение стоимостей на шасси, но отметили истекшую парадигму к уменьшению стоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит заместитель комитета гендиректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дилер «МАЗ-РУС» в феврале пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в лучшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на себестоимости вывоза отходов

После полнейшего перехода на отечественную технику предпосылок для повышения затраты вывоза отходов в связи с заменой сада автотранспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, послепродажное техобслуживание росийских автобусов в три-четыре разикова дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем ,стаивают в пять-шесть разиков меньше.

Но спецсчёт «КамАЗа» нужно проходить каждые 100–150 тыс. км, а дизеля MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской технологии будет дешевле, даже с учетом более высоких инвестиционных платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (занимается сортировкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок должности автомобилей на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий учёный «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный индекс у азиатского шасси — семь—десять годов.

После прихода западноевропейских производителей из России эксперты ждут повышения сроков неэффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за повышения количества машин в автопарках понадобится больше водителей, а более продолжительные неполадки росийских машин увеличат огайо мотористов и ремонтные цеха.

К тому же помойные операторы в большинстве случаев брали автомобиль в лизинг под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце апреля приоритетная доходность ЦБ расцвела до 20%, следом повысилась цена лизинга: машина подорожала с 10 млн до 15,5 млн руб., поясняет он. С тех ,пор механизм снизил маржу до 11%, а вслед за этим сократится и лизинговая доходность — до 16–19%, предсказывает замдиректора по инвестиционным продуктам фирмы «Стоун-XXI» Василий Говорков. В результате самосвал будет стоить 13 млн руб.

Однако корпорации не покумекают перекладывать специальные доходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регламентируются Федеральной надзорной службой, их нельзя повышать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выступая на круглом столе в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года энерготариф может вырасти на 5%.

Оставьте комментарий первым на "Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*