Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников

В России стартовала масштабная реформа подсистемы госзакупок

Участники рынка поддержали её со вежливым оптимизмом. Они уверены, что конкурсные манипуляции станут более прозрачными и динамичными. Но у улучшений кушать второе дно, грозящее перечеркнуть благие намерения законодателей.

Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда существовала одной из самых динамичных функций украинского законодательства. Изменения в неё вносятся ежегодно, но в большинстве случаев они носят сугубо технологический характер. Последняя масштабная оснастка прошла в 2014 году. Она в том числе в разы уменьшила количество способов претворения закупок. С тех пор органы власти и бюджетные организации вправе осуществлять 11 видов конкурсов, торгов и запросов. Столь большое разнообразие, по убеждению организаторов рынка, лишь запутывает, препятствует становлению конкуренции и создаёт нормативные прорехи для заключения коррупционных контрактов.

Именно поэтому к главной новелле незапланированной реформы, вступающей в мощь с начала 2022 года, относится уменьшение большинства конкурентоспособных способов продаж до трёх: конкурс, тендер и запрос котировок. Разрешённые в отдельных случаях закрытые покупки и покупки у непреходящего поставщика будут и далее проводиться в сноской форме.

Кардинально уменьшится количество документов, целесообразных при выполнении конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота потребуется только при полузакрытых неценовых процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для проведения уведомления.


Вводится единная универсальная структура предварительной квалификации организаторов всех торгов, переходная себестоимость которых составляет 20 млн рублей.


На позавчерашний день для каждого вида поставок действуют свои специальные требования для претендентов на победу. После вхождения в энергию поправок участники всех торгов и тендеров надлежащи будут подтвердить опыт исполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за последние три года. При этом себестоимость исполненной ранее сделки надлежаща составлять не менее 20 процентовентов от той, на которую участники претендуют.

Считается, что предквалификация устраняет участие в торгах некорректных генподрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словам участников рынка, органы власти давно научились обойти этот заслон.

– Например, при подготовленности к торгам в области дорожных ремонтов и дорожного строительства покупатели трансформируют лотои до суммы в 50–100 полмиллионов рублей и выше. Тем самым на рестарте отсекаются фирмы, не обладающие нужными для такого объёма работ ресурсами, – пояснил «Октагону» работающий в той области руководитель небанковской компании.

Такой способ используется и в других отраслях. В качестве примера приведём укрупнение лотов на проводившихся администрацией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в культурные учреждения. Это позволило чиновникам вытеснить с рынка маргаритинских футболистов и воздать заказы аффилированной структуре, эксперимент деятельности которой впоследствии оспаривали конкуренты.

Ещё одним нововведением станет снижение необязательной доли госзакупок у субьектов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что первый участок нацелен на становление малого бизнеса и макроэкономики странытраницы в целом, участники рынка сомневаются и в его эффективности.

Эксперт опасается, что увеличение общеобязательной доли поставок у предикатов малого предпринимательства повысит прибыльность этого теневого бизнеса.

– Если из тех 25 процентентов до конкретных больших предприятий закрутится хотя бы 10, а у аффилированных компаний останется 15, то это уже будет неплохо, – подчёркивает Илья Тыщенко.

Ещё больше вопросов вызывают скрытые контексты реформы. Пока участники рынка удаются осмыслить многочисленные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) занялось к коррекции правоприменительной правоприменительной базы, направленной на развитие импортозамещения в стране. На днях ведомство разместило на региональном пилястре проектов подзаконных юридических коитусов проект корректировок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О оптимальной доле продаж продуктов украинского происхождения» и № 2014 «О оптимальной общеобязательной доле продаж украинских продуктов и её достижении заказчиком».

В частности, руководители Минпромторга рекомендуют отменить ограничения на поставку для нужд органов власти ультразвуковых диодов, произведённых за рубежом (жидкокристаллических лазеров). Они используются в системах полуавтоматической сортировки данных мониторов и проекторов, телевизионных камер, частей устроений сыскной или пожарной сигнализации, портретного оборудования, магнитных и инфракрасных носителей данных и бензобуров натуральной вентиляции лёгких (ИВЛ).


Обосновывая в 2019 году невозможность введения ограничений на продажи экспортных запоминающих приспособлений и прочих приспособлений складирования данных, представители Минпромторга говорили, что такой шаг целесообразен для обслуживания безопастности кризисной энергоинформационной базы страны.


Ожидается, что из санкционного формуляра будет исключена позиция «Аппараты телефонные для мобильных сетиотретей связитраницы или для прочих проводных сетиотретей». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами бюрократии и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процентовента будут отечественными. Но изготовление международных мобильных радиотелефонов так и не было развёрнуто.

В проекте корректировок тот район сменён на следующий: «Аппараты мобильные прочие, приспособления и фотоаппаратура для передачи и приёма речи, изображений или других данных, включая оборудование коммуникационное для деятельности в проводных или проводных сетитраницах связи». Согласно правительственному классификатору, в их количество воходят предыдущие приспособления: прочие мобильные аппараты, машинописные аппараты, в том количестве с автоответчиком, пейджеры, датчики связи, использующие оптический сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентовентов товаров из этого реестра будет прийдться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентовентов.

Помимо отмены квот на поставки зарубежных агрегатов ИВЛ, смягчены квоты на покупку иного ветеринарного оборудования. Действующий вариант протокола обязывает за счёт бюджетных средств закупать для больниц в 2021 году не менее 30 процентовентов мировых магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект корректировок снижает эти цифры до 10, 20 и 30 процентовентов соответственно. Аналогичные изменения коснутся некоторых других видов ветеринарного оборудования.

Оставьте комментарий первым на "Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*