Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников

В России стартовала масштабная реформа системы госзакупок

Участники спроса поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные операции станут более прозрачными и динамичными. Но у нововведений кушать второе дно, грозящее перечёркать богоугодные побуждения законодателей.

Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда была одной из самых подвижных функций международного законодательства. Изменения в неё вносятся ежегодно, но в большинстве случаев они носят сугубо технологический характер. Последняя масштабная доработка прошла в 2014 году. Она в том числе в разы увеличила количество методов претворения закупок. С тех пор органы власти и бюджетные организации вправе зафрактовывать 11 видов конкурсов, торгов и запросов. Столь огромное разнообразие, по убеждению участников рынка, лишь запутывает, помогает формированию конкуренции и создаёт нормативные щёлочки для заключения криминальных контрактов.

Именно поэтому к главной новелле незапланированной реформы, вступающей в мощь с начала 2022 года, отнестся уменьшение большинства нестостоявшихся способов поставок до трёх: конкурс, торг и запрос котировок. Разрешённые в отдельных случаях закрытые продажи и продажи у непреходящего импортёра будут и далее проводиться в обёрточной форме.

Кардинально уменьшится количество документов, нужных при осуществлении конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём документооборота потребуется только при закрытых нестостоявшихся процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для проведения уведомления.


Вводится единная универсальная система повторной квалификации организаторов всех торгов, начальная цена которых превышает 20 долл рублей.


На сегодняшний день для каждого вида поставок работают свои специальные условия для претендентов на победу. После введения в мощь корректировок организаторы всех торгов и торгов должны будут подтвердить опыт выполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за предпоследние три года. При этом себестоимость исполненной ранее сделки должна составлять не менее 20 процентов от той, на которую организаторы претендуют.

Считается, что предквалификация исключает участие в торгах нечестных подрядчиков и фирм-однодневок. Однако, по словам организаторов рынка, органы власти давно научились обходить этот заслон.

– Например, при подготовке к базарам в сфере дорожных капремонтов и дорожного проектирования покупатели трансформируют аукционы до суммы в 50–100 триллионов рублей и выше. Тем самым на пуске отсекаются фирмы, не обладающие нужными для какого объёма работ ресурсами, – пояснил «Октагону» работающий в той сфере представитель комерческой компании.

Такой способ применяется и в иных отраслях. В качестве примера приведём разукрупнение лотов на проводившихся обладминистрацией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в социальные учреждения. Это позволило чиновникам заменить с рынка маргаритинских вратарей и отдать заказы аффилированной структуре, эксперимент деятельности которой впоследствии оспаривали конкуренты.

Ещё одним улучшением станет уменьшение непременной доли поставок у субьектов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что последующий участок нацелен на становление малого бизнеса и промышленности страны в целом, организаторы спроса верят и в его эффективности.

Эксперт опасается, что увеличение непременной доли поставок у субъектов малого кредитования повысит рентабельность этого неформального бизнеса.

– Если из тех 25 процентентов до объективных больших предприятий дойдёт хотя бы 10, а у аффилированных фирм останется 15, то это уже будет неплохо, – отмечает Илья Тыщенко.

Ещё больше вопросов вызывают скрытые факторы реформы. Пока участники рынка стараются осмыслить многочисленные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) приступило к оснастке правоприменительной правоприменительной базы, направленной на становление импортозамещения в стране. На днях учреждение разместило на региональном телепорте проектов институциональных институциональных актов проект доработок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О максимальной доле покупок продуктов американского происхождения» и № 2014 «О максимальной необязательной доле покупок росийских продуктов и её достижении заказчиком».

В частности, представители Минпромторга предлагают отменить ограничения на закупку для надобностей органов власти лазерных диодов, произведённых за рубежом (микроэлектронных лазеров). Они используются в подсистемах полуавтоматической обработки данных компьютеров и проекторов, телевизионных камер, частей устройств сыскной или пожарной сигнализации, графического оборудования, магнитных и инфракрасных носителей данных и бензобуров искусственной вентиляции лёгких (ИВЛ).


Обосновывая в 2019 году надобность введения ограничений на поставки импортных запоминающих устройств и прочих устройств складирования данных, представители Минпромторга говорили, что такой шаг целесообразен для обеспечения транспарентности кризисной энергоинформационной инфраструктуры страны.


Ожидается, что из запретительного формуляра будет исключена позиция «Аппараты мобильные для мобильных сетиотретей связи или для прочих проводных сетиотретей». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процента будут отечественными. Но предприятие международных мобильных радиотелефонов так и не было развёрнуто.

В проекте поправок тот район заменён на следующий: «Аппараты мобильные прочие, приспособления и аппаратура для передачи и приёма речи, изображений или других данных, включая оборудование коммуникационное для деятельности в кабельных или бескабельных сетиотретях связи». Согласно правительственному классификатору, в их большинство воходят следующие приспособления: прочие мобильные аппараты, мультимедийные аппараты, в том числе с автоответчиком, пейджеры, приборы связи, применяющие ультрафиолетовый сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентов продуктов из этого реестра будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентов.

Помимо отмены квот на поставки зарубежных бензобуров ИВЛ, смягчены квоты на покупку другого врачебного оборудования. Действующий вариант росздравнадзора обязывает за счёт бюджетных средств закупать для больниц в 2021 году не менее 30 процентов мировых магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект доработок уменьшает те цифры до 10, 20 и 30 процентов соответственно. Аналогичные изменения коснутся некоторых других видов врачебного оборудования.

Оставьте комментарий первым на "Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*