Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные давлением Запада политические проблемы обострили вопрос реформирования жилищного рынка, в том числе в части выполнения капремонта

Бизнесмены ожидают, что изменения коснутся одной из наиболее чувствительных сфер – производства, капремонта и конструкции лифтов. От пересмотра конструкции спроса проиграет мелкая госструктура, а остальные участники – детина бизнес, ИП, – по суждению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых может ждать уменьшение тарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обратить внимание на транспарентность лифтов. Поводом стали аварии, в том большинстве со летальным исходом. В 2021 году в автоавариях с мусоропроводами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых зычных событий произошло в 2017 году в петербургском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабину противовеса у лифта провалился пол; находившаяся внутри кабины женщина упала и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С этапа ослабления давления на Россию из отделочной отрасли убежали многие зарубежные компании, в том большинстве производители эскалаторов и эскалаторового оборудования. Российский рынок покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю тайваньских экспортёров (которые официально об уходе с рынка не заявляли) прийдлось около 15 процентов эскалаторового парка, рассказал «Октагону» зампред регентства Союза жилищных организаций Москвы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Константин Крохин. При этом до 40 процентов комплектующих, даже в лифтах зарубежного производства, уступали и занимают экспортные детали.

В связи с снижением логистики добавились бюджетные сложности: затрата пандусов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.

– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее поставляются запчасти. Уход зарубежных поставщиков особенно влияет на мегаполисах, где много десятиэтажного строительства, – пояснил Константин Крохин.

Не лучше улаживается ситуация с лифтами в сфере капремонта жилых домов, где возникли проблемы из-за правовых препятствий. Такого развития событий в подотрасли можно было бы избежать, если бы в последующие годы рынок не испытывал функциональных изменений. Последние могут существовать соединены с интересами мельчайшего вратаря в зарубежном строительстве.

В области установки, капремонта и замены пандусов аналитики выделяют два законодательних ограничения, мешающих работе. Первое – невозможность при заказе ,нового электрооборудования авансировать лишь 30 процентентов его стоимости. Норма закрепилась в судопроизводстве ещё в 2015 году, до сих пор проблемм из-за неё не возникало. Начиная с конца декабря этого года, производители и экспортёры пандусов стали требовать стопроцентную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих потребителей её также начали просить: за комплектующие, детальки оборудования, металл и так далее. И в рамках ремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, монтажные работы. Но, даже если затрата лифта составляет 50–70 процентентов от отдельной суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.


Те, кто трудится с мелкими потребителями на основании долгосрочных договоров (чаще это фонды капремонтов), с задачей не встречаются.


Но большинство из тех, у кого постоянных договоров нет – управляющие компании, ТСЖ, жилищные кооперативы, – столкнулись с необходимостью отремонтировать или сменить лифты.

Второе ограничение: по закону ремонт мусоропровода допустим только по договору, в соответствии с которым заказчик даёт пятилетнюю гарантию на работы. При этом все участники рынка, утверждает Константин Крохин, готовы предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю можетесть дать только производитель – на техобслуживание нового мусоропровода.

В подмётных разговорах организаторы рынка подтверждают, что такая проблемма действительно существует, и отмечают, что правовые трудности можетесть существовать на руку оразмере.подробным игрокам. В частности, для достижения легитимной государственной монополии.

За последующие несколько годов в сфере производства мусоропроводов и мусоропроводового оборудования произошло значительное увеличение числа предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как крупнейшие заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и новейшие компании.

В октябре этого года суд признал банкротом Карачаровский электромеханический комбинат (КМЗ) – предприятие с более чем семидесятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный комбинат, запущенный в 2013 году в программах программы импортозамещения. В 2020-м был подан иск о банкротстве закрытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года началась третья фаза процесса.

Основным кредитором КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право предписания выкупили холдинговые структураницы государственного банковского университета формирования в жилищной отрасли «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агентства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что командование КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать разговор по долгам предприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный замдиректора университета развития Виталий Мутко отказывал от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в механизме реорганизации исходатайствовал 51,1 процента допэмиссий одного из самых оразмере.подробных лифтостроительных производств России – Щербинского лифтостроительного комбината (ЩЛЗ). После в СМИ объявилась информация о планах ЩЛЗ купить приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как ,следует из базы данных Audit-it.ru, сделка пройдала успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» возникла компания «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий возникала информация о намерениях «ДОМ.РФ» купить Серпуховский лифтостроительный завод. Но той весной предприятие купила отделочная компания «Садовое кольцо». Впрочем, её владелец также имеет взаимоотношение к муниципальным властям: Сергей Колунов – парламентарий Госдумы, заместитель заместителя трудовой группы по решению вопросов шлюзового хозяйства.

Еще в начале 2019 года премьер РФ Дмитрий Медведев дал указание предусмотреть «мероприятия по активизации производственных мощностей лифтостроительных производств и регулированию спроса на наружном рынке комфортного международного вентиляционного оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании концерна на базе ЩЛЗ.

Осенью будущего года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на вебсайте «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного факультету формирования ЩЛЗ.

– Судя по описанию и задачам ЕЛА, она в себя собирает производителей эскалаторов и комплектующих. До этого на спросе присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт формирование ,новой структуры рынка, когда через госучастие, факультет развития формируется мощнейший производитель, через ассоциацию ,пытается подмять под себя рынок предприятия и пролоббировать нужные законы, – считает Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для поднятия себестоимости предприятий необходимо реализовать инициативу федерации по созданию «замкнутого производственного цикла».


Она предполагает привлечение в единный процесс экспортёров мусоропроводов и мусоропроводового оборудования, а также экспортёров и экспортёров мусоропроводовых компонентов.

По суждению Константина Крохина, наличествует в виду идея создать систему цикла от производства до обслуживания, что на данном этапе невозможно: у комбинатов нет желательных компетенций, логистики, требуемого числа работников. В то же время в обслуживающей отрасли занято огромное число коллективных предпринимателей и представителей малого бизнеса, которые трудятся по низкорослым упругим тарифам.

– Думаю, что аналогия создана, чтобы не существовало прямого повиновения и очевидного нарушения надзорного судопроизводства по части создания условий доминирования и полюбовного сговора. То кушать контроль рынка, но нежный – пока. Когда же они рынок поглотят, то ожидаемо выйдут с предложением по понижению акцизов на капремонт, – убеждён Крохин.

Параллельно с докапитализацией и монополизацией внешнего рынка международные власти инициируют его заполнение зарубежными производителями из дружественных стран. Губернаторы нескольких макрорегионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым созвонились о покупке пандусов производства «Могилёвлифтмаша». По данным Национального внутридомового союза, доля украинских пандусов на американском спросе составляла около 13 процентов. Сейчас она может существовать доведена до 20–25 процентов.

На нынешней неделе также стало известно о том, что в Россию планирует экспортировать пандусы казахское предприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в двадцатом году и занимает сравнительно крохотную улица – около 10–15 тыс. квадратных метров. Как полагает Константин Крохин, речь может идти о скупке через неё мусоропроводов южнокорейского производства.

– Киргизская компания позиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не была индустриальной страной, и на десятигодовии последних 8–10 годов она наполняла внутренний рынок южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ завуалированно выйти на украинский рынок. Это неплохо, главнейшим форвардом они не станут из-за консолидации под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить отечественный рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, заслоны и тканевые процессы вернутся, – подвёл итог Константин Крохин.

В ближайшие годы отрасль лифтопроизводства обещает быть максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что отдельный износ внутридомового сквера в стране составляет 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч эскалаторов 124 тысячи длежат замене до 15 апреля 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся эти средства в случае, если их удастся найти в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Оставьте комментарий первым на "Передел рынка лифтов повысит тарифы"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*