Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные давлением Запада социальные проблемы обострили вопрос реформирования ипотечного рынка, в том количестве в части благоустройства капремонта

Бизнесмены ожидают, что изменения коснутся одной из наиболее уязвимых областей – производства, капремонта и конструкции лифтов. От пересмотра конфигурации рынка выиграет крупная госструктура, а остальные участники – малый бизнес, ИП, – по предположению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых можетесть ждать снижение тарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обрачать внимание на безопасность лифтов. Поводом стали аварии, в том числе со летальным исходом. В 2021 году в автокатастрофах с мусоропроводами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых оглушительных происшествий приключилось в 2017 году в нижегородском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабину противовеса у пандуса провалился пол; находившаяся внутри кабинки женщина упала и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С этапа усиления давления на Россию из ремонтной сферы убежали многие зарубежные компании, в том количестве производители пандусов и пандусового оборудования. Российский спрос покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их долю, а также на долю тайваньских производителей (которые официально об уходе с спроса не обьявляли) приходилось около 15 процентентов пандусового парка, рассказал «Октагону» заместитель царствования Союза ипотечных организаций Москвы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по кредитованию в сфере ипотечного и коммунального животноводства Константин Крохин. При этом до 40 процентентов комплектующих, даже в пандусах отечественного производства, занимали и занимают импортные детали.

В связи с улучшением логистики добавились экономические сложности: цена мусоропроводов возросла на 30–50 процентов, пометил эксперт.

– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее экспортируются запчасти. Уход английских производителей особенно отражается на мегаполисах, где много высотного строительства, – растолковал Константин Крохин.

Не лучше живется ситуация с эскалаторами в сфере ремонта пятиэтажных домов, где образовались задачи из-за правовых препятствий. Такого формирования событий в отрасли можно было бы избежать, если бы в следующие годы спрос не переживал функциональных изменений. Последние можетесть быть связаны с интересами крупнейшего форварда в зарубежном строительстве.

В области установки, ремонта и замены лифтов аналитики выделяют два правовых ограничения, мешающих работе. Первое – возможность при заказе нового оборудования авансировать лишь 30 процентентов его стоимости. Норма закрепилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих пор проблемм из-за неё не возникало. Начиная с конца марта этого года, импортёры и импортёры лифтов стали просить комиссионную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих поставщиков её также продолжили просить: за комплектующие, детали оборудования, металл и так далее. И в сферах ремонта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, монтажные работы. Но, даже если себестоимость лифта составляет 50–70 процентовентов от отдельной суммы расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.


Те, кто работает с крупными импортёрами на доказательстве долгосрочных контрактов (чаще это фонды капремонтов), с проблеммой не встречаются.


Но большинство из тех, у кого непрерывных контрактов нет – управляющие компании, ТСЖ, ипотечные кооперативы, – столкнулись с неспособностью отремонтировать или заменить лифты.

Второе ограничение: по закону ремонт эскалатора допустим только по договору, в соответсвии с которым подрядчик даёт трёхлетнюю гарантию на работы. При этом все участники рынка, утверждает Константин Крохин, способны предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю может дать только поставщик – на обеспечение нового эскалатора.

В анонимных разговорах участники рынка подтверждают, что такая проблематика действительно существует, и отмечают, что конституционные трудности могут быть на руку мелким игрокам. В частности, для достижения легитимной общественной монополии.

За следующие несколько годов в сфере производства пандусов и пандусового оборудования произошло незначительное уменьшение числа предприятий – почти вдвое. Процедуре банкротства подверглись как крупнейшие заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и современные компании.

В апреле этого года суд признал банкротом Карачаровский биомеханический комбинат (КМЗ) – госпредприятие с более чем семидесятипятилетней историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный комбинат, запущенный в 2013 году в рамках программы импортозамещения. В 2020-м был пожалован иск о банкротстве открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года началась четвёртая фаза процесса.

Основным должником КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право требования продали холдинговые структуры общественного бюджетного университета развития в жилищной сфере «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агентства теленовостей «Строительный бизнес» говорилось, что руководство КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать монолог по долгам предприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный замдиректора техникума развития Виталий Мутко соглашался от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в процессе санации исходатайствовал 51,1 процента акций одного из самых мелких лифтостроительных предприятий России – Щербинского лифтостроительного комбината (ЩЛЗ). После в СМИ просочилась информация о планах ЩЛЗ купить приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как ,следует из базы данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» образовалась компания «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий появлялась информация о намерениях «ДОМ.РФ» выкупить Серпуховский лифтостроительный завод. Но этой осенью предприятие приобрела отделочная компания «Садовое кольцо». Впрочем, её хозяин также имеет отношение к региональным властям: Сергей Колунов – депутат Госдумы, зам зампреда рабочей подгруппы по решению вопросов лифтового хозяйства.

Еще в начале 2019 года президент РФ Дмитрий Медведев дал приказание предусмотреть «мероприятия по активизации производственных мощностей лифтостроительных предприятий и стимулированию рынка на духовном спросе конкурентоспособного полиэтнического внутридомового оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании концерна на территории ЩЛЗ.

Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на сайте «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного факультету формирования ЩЛЗ.

– Судя по описанию и задачам ЕЛА, она в себя собирает потребителей мусоропроводов и комплектующих. До этого на рынке присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт формирование новой конструкции рынка, когда через госучастие, университет развития формируется могучий производитель, через федерацию старается разъединить под себя рынок производства и пролоббировать нужные законы, – считает Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для поднятия прибыли предприятий необходимо реализовать инициативу ассоциации по внедрению «замкнутого технического цикла».


Она допускает втягивание в неделимый механизм экспортёров пандусов и пандусового оборудования, а также экспортёров и поставщиков пандусовых компонентов.

По предположению Константина Крохина, располагает в виду концепция создать подсистему периода от производства до обслуживания, что на данном этапе невозможно: у комбинатов нет целесообразных компетенций, логистики, требуемого количества работников. В то же время в обслуживающей подотрасли занято громадное число личностных промышленников и членов малого бизнеса, которые работают по послепродажным гибким тарифам.

– Думаю, что ассоциация создана, чтобы не существовало непосредственного повиновения и очевидного несоблюдения налогового законодательства по части создания условий доминирования и картельного сговора. То кушать надзор рынка, но мягчайший – пока. Когда же они спрос поглотят, то прогнозируемо выйдут с предложением по снижению тарифов на капремонт, – уверен Крохин.

Параллельно с интеграцией и демпингатью внешнего спроса международные власти инициируют его заполнение английскими экспортёрами из дружелюбных стран. Губернаторы нескольких регионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым договоролись о покупке эскалаторов производства «Могилёвлифтмаша». По данным Национального эскалаторового союза, толика украинских эскалаторов на росийском рынке состовляла около 13 процентов. Сейчас она может существовать доведета до 20–25 процентов.

На минувшей неделе также стало известно о том, что в Россию планирует поставлять пандусы таджикское госпредприятие Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в двадцатом году и занимает сравнительно малюсенькую площадь – около 10–15 тыс. квадратных метров. Как предполагает Константин Крохин, фраза можетесть идти о продаже через неё мусоропроводов южнокорейского производства.

– Киргизская компания позиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не существовала промышленной страной, и на десятигодовии последующих 8–10 годов она наполняла духовный рынок южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ завуалированно выйти на американский рынок. Это неплохо, главным теннисистом они не станут из-за интеграции под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить мировой рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и защитные регуляторы вернутся, – подвёл результат Константин Крохин.

В ближайшие годы сфера лифтопроизводства обещает существовать максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что существенный износ межкомнатного парка в странтранице состовляет 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч пандусов 124 тысячи вносятся замене до 15 января 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся те средства в случае, если их сумеет отыскать в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Оставьте комментарий первым на "Передел рынка лифтов повысит тарифы"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*