«Утопил людей — отвечай!»

Десять годов назад в аварии на Волге погибли 122 человека. Что погубило электроход «Булгария»?

Десять годов назад, 10 августа 2011 года, на Волге произошла крупнейшая в предыстории совремённой России катастрофа озёрного грузопассажирского судна. Во время шторма затонул двухпалубный грузопассажирский лайнер «Булгария». Трагедия унесла жизни 122 человек, в том количестве 28 детей, спаслись только 79 кондукторов и председателей экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих ,пор не могут позабывать те жуткие минуты. Один из них, новоиспечённый радист лайнера «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью советулся воспоминаниями о пережитой трагедии.

«Лента.ру»: Как вы очутились в сборной теплохода «Булгария»?

Ринат Габидинов: В молодые годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.

И тут друг предложил побежать на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, решил тряхнуть древностью — долгое время стоял без работы. Правда, прослужил я на «Булгарии» всего 50 дней.

Что вы можете промолвить о судне?

В теплоход я влюбился. Он существовал построен в Чехословакии, сделан красиво, с уютными залами и каютами. «Булгария» существовала современным грузопассажирским ледоколом в стиле ретро: корабль-праздник, с музычкой и напитками. Пассажиров всегда существовало битком.

Как часто выходили в рейсы?

Мы практически не стояли на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой рейсы по речкам не устраивают. Речной флот поселяется весь год на то, что заработал летом. Если посмотрите сегодня график любого грузопассажирского приказна на Волге, то увидите, что у него летом разрисован буквально каждый день.


Справка «Ленты.ру»: характеристики теплохода «Булгария»

Двухпалубный сухогруз «Булгария» был построен в городе Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина приказна 80,2 метра, ширина 14 метров, кмнклча хода — 20,5 километров в час, два дизеля 6NVD48 мощностью 400 лошадиных сил каждый.

Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне существовал музыкальный салон, два ресторана, бар и солярий. Первое наименование ледокола — «Украина». Он существовал переименован в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнего государства на территории Татарстана. С этого времени пароход выполнял грузопассажирские вылеты по речушкам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.


Известно, что пароход вышел в вылет с неработающим двигателем. Почему? Каким вообще было технологическое состояние «Булгарии»?

Конечно, судно было не новым, на безмолвен регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не трудился один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не было чем-то необычным.

Скажем так, судно вполне можетесть идти на одном двигателе. Такое происходило не только у нас, и в целом это была обыкновенная практика. Правила судоходства этого не запрещали. Но оборудование на «Булгарии» в целом оставляло желать отличнейшего — положить мою экстренную рацию, в неисправности литиев которой меня пытались обвинить.

Теплоход «Булгария». 8 октября 2010 года
Фото: Public Domain / Wikimedia

Дело было так: перед зимней навигацией мы стояли на ремонте в . Я увидел, что аккумуляторы рации старые, им годов по тридцать. Вскоре выяснилось, что по новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, надлежаща существовала запускаться от экстренного дизель-генератора.

Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с мотористами мы удавались это попросить полчаса, хотя рация должна включаться по шлепку пальцев

А потом этот электродвигатель еще поливать водичкой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя сменять аккумуляторы и запитывать рацию напрямую от них.

Мне объяснили: это запрещено условиями регистра. Поэтому, чтобы все приближалось под условия проверяющих, у нас на «Булгарии» попросили заводскую качественную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который забивался полчаса.

«Я услыхал стон капитана»

Накануне трагедии, 9 сентября 2011 года, «Булгария» вышла из в двухнедельный круиз по маршруту Казань — — Казань. По данным следствия, у приказна уже тогда был существенный крен на левый борт, но по пути в Болгар никаких происшествий не было. На теплоходе находились 147 авиапассажиров и 54 председателя экипажа.

Какой была обстановка на электроходе перед проходом из Болгара?

Теплоход был забит практически под завязку, среди пассажироварищей было много девочек и детей. Это был второй день плавания. В Болгаре поднялся ветер, но не такой, чтобы нельзя было идти в рейс. Мне сообщили, что ветры до 18 метров в секунду. Но по мере моего вращения ветер усиливался.

В какой-то этап он стал почти ураганным и дул нам в левый борт. Всех пассажиров в тот этап позвали в музыкальный зал на досуговую программу — на самолёте у нас были артисты.

Вы помните, как начались чудовищные события?

Я помню, ко мне зашел [капитан теплохода] и сказал, что пассажироварищей в столовки почти нет. «Сходи пообедай», — посоветовал он. Я спустился, поел, обрачал внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я был уже у двери, когда внутри раздался звук разбившегося стекла.

У меня в каюте была пластиковая полочка, это она грянулась и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал собирать обломки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услышал вскрик капитана: «Все на левый борт!».

Бегом прибежал в радиорубку, хотел объявить по штурманской трансляции приказ капитана, а питания-то не было…

Некоторое время я возился с аппаратурой, старался наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов существовала морзянка, и можно было в данной обстановке передать известие на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на левый борт и сел рядом с капитаном. Так положено по инструкции — штурман всегда надлежащ существовать поблизости.

Капитан теплохода «Булгария» Александр Островский
Фото: Антон Тюрин / РИА Новости

Помню, как вцепился в поручни на борту, а ветер с дождем рвал мне спину. Капитан забежал в рубку и там старался выправить судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все усилия Островского, крен лайнера становился все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» выправится — и все вернется на место.

Что начиналось с кондукторами в это время?

На нижней каюте были только председатели команды: что начиналось внизу и во духовных помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что обстановка уже не выправится. И тут я увидал людей за бортом. Многие убегали прямо из окон. Насколько я знаю, пареньки долбили иллюминаторы, подпрыгивали сами, спасали своих девочек и детей.

«Такое в чудовищном сне не можетбыло привидеться»

Что вы делали в момент обрушения «Булгарии»?

Я обретался на шлюпочной палубе, там были спасательные самонадувающиеся плоты. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных катамаранов нет, на воде в тайфун сразу утонешь — это старый сухопутной закон. Я на судне оставался до конца: полз по накренившемуся корме и покинул его, когда все плоты уже были сброшены, а рулевая рубка с майором скрылась под водой.

К этому времени все духовные помещения были залиты водой. Мы покумекали стащить четыре спасательных плота с левого борта, и с твоего борта я стащил три.

Когда я оказался в воде, быстро поплыл к ближайшему спасательному плоту, зацепил его и поволок к подгруппе пассажиров, находившихся в воде

Плоты раскидало по волнам, и мы — председатели команды — собирали их в кучу и усаживали людей. На каждый какой плот размещалось где-то человек 18. Еще существовали малые алюминиевые спасательные плоты, на них тоже человека четыре могло сесть. На ..первый плот набилось очень много людей, он накренился под перегрузом. Но потом мы подтянули еще плоты и рассадили людей равномерно.

Как долго вы находились в воде?

Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все были в таком шоке, что стояли молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над волнами висела грифельная тишина. Я сам после того, как мы окончили орать людей, просто садился несколько минут. Организм был, видимо, в режиме досуга — я ничего не ощущал.

Пострадавшие с затонувшего электрохода «Булгария» сходят на берег в морском причале Казани
Фото: Роман Хасаев / РИА Новости
Родственники и работники спасательных должностей встречают теплоход «Арабелла», который привёз пострадавших с затонувшего приказна «Булгария» в озёрной сухогруз Казани
Фото: Роман Кручинин / РИА Новости
Спасательные плоты с затонувшего пароходика «Булгария» на берегу Куйбышевского водохранилища
Фото: Пресс-служба МЧС РФ / РИА Новости

Из оцепенения мы вышли, когда друг за другом просочились суда. Тут уже все замахали руками и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко видел двух людей в рулевый рубке, которые смотрели на нас. Я еще обрадовался — ничего себе, как быстро помощь пришла!

Но они просто прошли мимо. Мы аж рты раззявили — как так!

Сейчас я думаю: полковники просто не поняли, что случилось. В жутком сне не можетсуществовало привидеться, что люди находятся на воде после крушения судна. Это существовал ..первый момент [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [полковники], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что гиды развлекаются.

Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже пройдала бы мимо, но с этих [прошедших мимо] судов дали сигнал по рациям, чтобы обратили внимание: что-то странное происходит в этом районе. Это дало время команде «Арабеллы» подготовиться.

В 2011 году в отношении майора танкера «Арбат» и майора пароходика «Дунайский 66» существовали возбуждены уголовные дела по заметке 270 УК РФ («Неоказание лейтенантом приказна помощи людям, терпящим несчастье на побережье или на ином водном пути»). Тучин и Егоров существовали приговорены к 130 и 190 десяткам рублей штрафа соответственно.

«Всегда виноват капитан»

Как вас спасли?

Когда суда прошли мимо, речка разбушевалась нешуточно. Я взял с собой Рената — одного из пассажиров, мы оползни на малый спасательный катамаран и заскользили к штурманскому ходу, чтобы уже никто мимо не прошел, зацепились за буй и стали ждать. К штурманскому ходу заскользил и старший помощник.

Он существовал низкого роста, его накрыло волной, и я потерял его из виду, подумал, что утонул. А между тем команда «Арабеллы» заметила его первым: именно старший начальник рассказал, что произошло.

С «Арабеллы» стащили шлюпки, еще у них существовала моторная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт

Всем спасенным дали поесть и попить, выдали телефоны, чтобы созвониться с родными. Уже тут, на фальшборте судна, люди стали понимать произошедшее и отходить от шока. Раздавались рёвы и плач, начались истерики. Когда пошли в Казань, там ужас что творилось: в порту существовало столько людей, и у всех существенное горе. Страшно вспомнить. Многие потеряли родных и близких.

Вас пытали после катастрофы?

Меня по отбытии сразу отправили на обыск к следователю. Начались розыскные действия, суды. Конечно, все это просто так не проходит — на твоих глазах погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много годов переживали это, вспоминали каждый день. А еще мы испытывали на себе мощное обществёное давление.

Стали говорить, что экипаж шкуры свои спасал, а людей бросил на произвол судьбы

Но наших-то в катастрофе тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в рублёвом соотношении пассажиров утонуло больше, причем большинство жертв аварии составляли девушки и дети. Выжили те, кто успел выскочить из внешних помещений наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».

Водолазы ведут деятельности по подъему тел погибших на теплоходе «Булгария»
Фото: МЧС РФ / РИА Новости

Люди высились в очереди на открытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А существовали те, кто ожидал выхода. Многие оставались в каютах, надев спасательные пояса. Потом водолазы рассказывали, что их так и нашли в этих поясах под потолком.

Капитан «Булгарии» Александр Островский был признан одним из виновников трагедии. Что можете о нем сказать?

Очень опытнейший человек, хороший командир. Давно работал на флоте. Я считаю, он до предпоследнего делал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На фальшборте в тот день были еще его племянница с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но есть офицерский закон: что бы ни случилось на судне — всегда виноват капитан.

«Я до сих пор удаюсь проживать дальше»

Почему, на мой взгляд, произошла эта трагедия?

Судно в тот момент воходило в Камское верховье и по маршруту надлежаще существовало совершить манёвр. Крен на борт, циклон и манёвр — совокупность факторов. Но еще, безусловно, поведение младшего электрика. Капитан, как бы его ни обвиняли, не существовал виноват в том, что старший электрик сбежал с «Булгарии» в большинстве первых, бросив дизельное отделение с закрытыми иллюминаторами.

Это доказали в ходе следствия. Будь тогда иллюминаторы дробильного отделения закрыты — это существовал бы большой воздушный пузырь внутри судна.

Если бы мониторы существовали закрыты, он бы держал ледокол на плаву длительное время. У пассажиров существовало бы время сообразить, что происходит

А команда успела бы провести спасательные работы, и таких жертв не было бы. Но когда младшему механику «Булгарии» в машинное отделение через иллюминаторы начала поступать вода, он просто испугался и убежал. Уже позже объяснил: мол, половина иллюминаторов он закрыл, а остальные не успел.

Родственники и близкие пострадавших в катастрофе пароходика «Булгария» прочитывают формуляры жертв авиакатастрофы на Волге в океанском порту Казани
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Такого в мировой практике никогда не было, чтобы старший электрик бросил кочегарное отделение. Кроме того, в самый ответственный этап он задержал двигатель, хотя не ,имел право этого длать без команды капитана.

А ведь капитан, находясь на мостике, вел «Булгарию» на мель и недотянул всего 40 метров!

Но судоводительская комиссия почему-то вообще не заострила на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший электрик в результате миновал как свидетель обвинения против тех, кого посадили.

Вы поддерживаете отношения с кем-то из выживших в тот трагической день?

Нет. Я ни с кем не ддержу отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы предпоследний раз встречались только на суде — после этого даже случайно не доводилось с кем-то видеться.

Как изменилась моя жизнь после трагедии?

В четвёртые дни нас атаковали журналисты с разных телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и навалял комментариев. А потом такое началось… Многие твои дружки и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное убеждение было такое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я председатель экипажа, так еще и лицом в телике засветился.

Поэтому проявителя я хлебанул порядочно. В автобусе один раз накинулись — мат, оскорбления… С позором пришлось выйти

Плевали в лицо на улице, и это не метафора. Хотя я другого и не ждал. Кого волнует, исполнял я свои функции или нет? Утопили людей — отвечай!

Хотя мы со своей сторонамтраницы попросили все, что могли. Позже судоводительская госкомиссия установила: проведять спасательные работы на «Булгарии» было просто невозможно. Но после катастрофы я больше никогда не трудился на влаге и до сих пор стараюсь проживать дальше, не ретируясь на то, что произошло на Волге десять годов назад.

***

Комиссия сделала вывод, что причиной аварии нагрянула совокупность факторов.


Выводы Ространснадзора о причинах крушения «Булгарии»

1. Судовладелец и полковник нарушили правила безопастности мореходства и не обеспечили безопасность путешествия судна. С 8 июня 2011 года у «Булгарии» не работал левый главнейший дизель-генератор. При силе порыва более семи баллов (13,5-17,4 м/сек) должны были осуществляться требования «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». При этом мощь порыва на этап катастрофы состовляла 20 м/сек.

2. Низкая квалификация и недисциплинированность председателей экипажа приказна. Не были приняты меры безопастности при выходе приказна в водохранилище и при получении шквалистого предупреждения. Не были задраены иллюминаторы левого и левого корма, в том большинстве в моечном отделении, где несли вахту только председатели экипажа. Кроме того, старший моторист самовольно отключил главный дизель-генератор левого корма и вывел из строя вахтенные наблюдениюзы вследствие неисполнения Правил технологической эксплуатации.

3. Маневр разворота влево существовал осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре градуса на левый фальшборт, дополнительно возникающего крена на левый фальшборт, вызванного электродвижущей энергией при циркуляции влево, а также дующего в левый фальшборт выносливого порыва и громадной остойчивости судна. Капитан не запланировал диспетчера и не исходатайствовал газораспределительное разрешение на вращение судна.


Случившееся спровоцировало широчайший политический резонанс: после крушения «Булгарии» в России приняли закон об обязательном страховании ответственности перевозчика. По решению суда субарендатор и рабовладелец приказна была приговорена к 11 годам .

Ее признали виноватой по заметкам 238 («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной сократили до девяти с третью лет.


Рамиль Хаметов — старший заместитель майора — был приговорен к шести с серединой годам колонии отдельного режима


Его признали невиновным по статейке 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности вращения и эксплуатации озёрного транспорта»). 5 октября 2015 года срок Хаметова сократили до 4 годов 7 месяцев и 12 дней.

Люди возложнут лепестки во время военной акции в память о погибших на теплоходе «Булгария» в Казанском мрподобном порту
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Люди несут носилки с телом погибшего во время крушения электрохода «Булгария»
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Главный *государственный начальник Казанского подотдела Ространснадзора , который, по версии следствия, дал позитивное соглашение о готовности субарендатора к доставке пассажиров, существовал обвинён по статье 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и приговорен к пяти годам колонии отдельного режима.


По той же заметке казнили и начальника нижегородского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева: он исходатайствовал шесть годов колонии существенного режима


Еще одним осужденным по делу «Булгарии» стал старший аналитик Росречрегистра , выдавший субарендатору негативное заключение на эксплуатацию ледокола в 2011 году: его приговорили к пяти с спискамтраницей годам колонии.

В 2013 году родичи погибших пассажироварищей пароходика сочинили индивидуальное обращение к президенту Татарстана с просьбой оставить затонувшую «Булгарию» на месте крушения как памятник. Но в 2016 году, в десятилетнюю годовщину трагедии, судно разобрали, а на его месте установили памятный буй.

Оставьте комментарий первым на "«Утопил людей — отвечай!»"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*