Сойти на «Нетто»

Развивавшаяся на Северо-Западе сеть продовольственных магазинов «Нетто» готовится покинуть рынок. Часть точек компании уже закрылась, а в других проводится распродажа товарных остатков. Среди причин, которые привели к краху компании, участники рынка называют неэффективную бизнес-модель и падение покупательского спроса. Отдельные поставщики также подозревают владельцев сети в выводе из нее денег.

Ритейлер “Нетто” сворачивает свой бизнес. Об этом “Ъ” сообщил один из участников рынка и подтвердили два поставщика компании. О том, что сеть прекращает работу, корреспонденту “Ъ” также рассказали сотрудники шести магазинов “Нетто”, которые он посетил. Несколько дней назад часть точек сети уже была закрыта, а в некоторых магазинах проходила распродажа ассортимента со скидкой 70%. “Насколько мне известно, у них персонал работает до конца апреля”,— говорит один из поставщиков ритейлера.

Как следует из данных арбитража, финансовые трудности розничной сети начались в прошлом году. Тогда в адрес ООО “Нордик-Нева” (управляет магазинами “Нетто”) начали поступать претензии от поставщиков, которые хотели взыскать с ритейлера долги через суд. Согласно данным базы “СПАРК-Интерфакс”, в прошлом году в адрес компании было подано 60 исков на общую сумму в 108,8 млн рублей, в этом году — 96 исков на 160,7 млн рублей.

Заместитель руководителя сети “Нетто” Алексей Горбачев в разговоре с “Ъ” отказался от комментариев. При этом в офисе компании “Нордик-Нева” “Ъ” сказали, что компания прекращает работу.

Один из участников рынка связывает проблемы “Нетто” с неэффективной бизнес-моделью сети. “Все сделали реконструкцию, обновили магазины, ассортимент, а они последние пять лет вообще ничего не меняли. Плюс у компании была задача поставить самые низкие цены, вне зависимости от входной цены, и они просто стали в минус уходить”,— объясняет он. Контрагент, ранее работавший с сетью, отмечает, что ее проблемы могут быть вызваны общерыночными тенденциями: “Покупательная способность населения упала, и люди стали меньше ходить в магазины. Плюс сейчас на каждом шагу есть “Пятерочка”, что приводит к размыванию аудитории “Нетто””.

Представитель компании “Агро Трейд” (поставщик “Нетто”) Евгений Реуцкий с этим не согласен. По его словам, последние два года сеть наращивала просроченную дебиторскую задолженность перед поставщиками и на конец 2017 года ее уровень превысил положенную отсрочку платежа по договору более чем в три раза. “По сути, деньги за этот период под разными предлогами выводились из оборота и растворялись в неизвестном направлении”,— указывает господин Реуцкий.

Сеть магазинов “Нетто” была основана в 1999 году и позиционировала себя как сеть шаговой доступности. Согласно информации на сайте компании, в ее состав входит 35 магазинов, расположенных в Петербурге и Ленобласти. Управляющая магазинами “Нетто” компания “Нордик-Нева” также развивала на Северо-Западе сеть супермаркетов “Смарт”. В 2016 году выручка ООО “Нордик-Нева” составила 4,8 млрд рублей, чистая прибыль — 637 тыс. рублей. Единственным владельцем компании является Сергей Гаскевич, которому также принадлежит ООО “Нордик-Трейд”. На эту компанию зарегистрированы товарные знаки соков “Славный” и “Фруктовик”. Гендиректором компании “Нордик-Нева” является Александр Гаскевич.

Как рассказал “Ъ” источник на рынке, около 20 магазинов сети в рамках переуступки права аренды могут достаться ТД “Интерторг” (сети “Народная семья”, “Идея”, Spar), еще семь точек могут перейти к компании “Семишагофф”. Ранее СМИ, со ссылкой на представителей “Интерторга”, сообщали, что в сделку войдет 25 магазинов. По информации “Ъ”, переговоры с “Нетто” о приобретении отдельных точек вела и сеть “Реалъ”, но сторонам не удалось договориться.

Те точки, которые не получится уступить другому арендатору, придется закрыть, утверждает собеседник “Ъ”. “У них везде где-то двухмесячная задолженность по арендной плате. Поэтому других вариантов, кроме закрытия, у них нет”,— полагает он.

К компании “Семишагофф”, судя по всему, перешло как минимум четыре магазина ритейлера. В сообществе ритейлера в сети “ВКонтакте” сообщается об открытии точек в поселке Щеглово, 34, и на улице Чекистов, 38, где ранее находились магазины “Нетто”. Кроме того, на сайтах hh.ru и superjob.ru приводится информация о наборе персонала в розничные точки в Пушкине и Гатчине, по тем же самым адресам, что занимали магазины “Нетто”.

По словам одного из участников рынка, арендаторов на свои магазины собственники “Нетто” искали еще с прошлого года. Но условия, на которых они предлагались, сложно назвать адекватными, замечает он. “Некоторые магазины предлагалось переуступить по цене 7-10 млн рублей за объект. Но с учетом того, что там нужно делать ремонт и места не самые хорошие, это нереальная цифра”,— комментирует он.

По мнению владелицы агентства недвижимости Lapina Екатерины Лапиной, помещения магазинов “Нетто” могут быть интересны не только продовольственным ритейлерам, но и другим арендаторам (аптечным сетям, общепиту, различным розничным магазинам). “У них удачное расположение, они находятся на первом этаже, имеют парадный вход, витринные окна. Дефицита таких помещений на рынке сегодня нет, но на них существует стабильный спрос”,— отмечает она. По оценке госпожи Лапиной, стоимость месячной аренды помещений “Нетто” составляет 1-1,2 тыс. рублей за квадратный метр в месяц.

В компании “Интерторг” отказались от комментариев, совладелец сети “Семишагофф” Виталий Поздеев на запрос “Ъ” не ответил.

Оставьте комментарий первым на "Сойти на «Нетто»"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*