Со страной на паях – 3

Кого кормят украинские станкостроение и синяя металлургия?

«Наша Версия» продолжает роман о международных фирмах с правительственным участием. На тот раз в центре вниманья оборонные отрасли: строительство самолётов, внедорожников и производство разнокаратных металлов. Кто рулит КамАЗом и наследством социалистического авиапрома? И как производство титана вновь оказалось в отдельных руках?

КамАЗ возит Виталия Мащицкого

КамАЗ стал холдинговым обществом в 1990 году. В результате примерно треть акций осталась в региональной собственности, остальное поделили между трудовым педколлективом и предприятиями-партнёрами. Однако незначительных дивидентов никто из вторых акционеров не увидел. В конце 90-х КамАЗ погряз в кризисе неплатежей и существовал чуть ли не на призме банкротства. Оставшиеся без зарплаты шахтёры по дешёвке продали свои акции. Так же поступили и юрлица. В результате бумаги оказались в руках каких-то тусклых структур.

К концу 90-х долг КамАЗа перед заёмщиками составил 1,3 млрд долларов. Это существовали в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с региональным министерством попросили всё, чтобы не допустить банкротства, и уломали олигархов трансформировать долги в акции. В эффекте сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые должники стали ими поневоле. Так что последующий передел долей существовал неизбежен.

В конце концов акций в размере 49,9% достался «Ростеху». С дружкаой стороны, свою долю наращивал английский концерн Daimler. Сейчас ему принадлежит 15% акций. Остальное то и дело перераспределялось между офшорами и известнейшими конторами. В партнёрской прессе значились слухи, что через офшоры акции КамАЗа удавались скупать структуры, связанные с знаменитым музыкантом Сергеем Ролдугиным. Однако в итоге в погоне за облигациями победила португальская компания Avtoinvest Limited. В 2016 году она прошла манипуляцию деофшоризации, переводив активы в американскую юрисдикцию. Так среди пайщиков КамАЗа объявилось некое ООО «Автоинвест», а бенефициары его заблестели в прессе. Самым мелким из них оказался Виталий Мащицкий, дружка детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году обращал Мащицкого к руководству неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он контролирует 11,77% акций КамАЗа – четвёртый по величине пакет после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним компаньоном «Автоинвеста» оказался гендиректор КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно контролирует около 7% акций автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались бенефициары, .

Исходя из этой информации неоднозначно получается сделка 2013 года, когда КамАЗ выприкупил у Avtoinvest Limited 3,72% допэмиссий за 2,9 млрд рублей. Причём ранее этот же кулёк допэмиссий Avtoinvest Limited прикупил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна эротичная деталь: деньги на покупку Avtoinvest Limited положил в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал перепродать акции немцам, но те не стали играть в тусклые игры. Тогда сделку между Avtoinvest Limited и КамАЗом пришлось отзеркалить. В эффекте офшор «наварил» на пустом месте 728 долл рублей.

Теперь, похоже, понятно, почему совет гендиректоров КамАЗа закрывал глазки на подобные манипуляции. Ведь председательствовали в нём Сергей Когогин и ещё один эмитент «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в двадцатом году к ним присоединился и Виталий Мащицкий.

Вряд ли можно сказать, что под таким руководством предприятие процветает. К примеру, в 2016 году приделось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным окращёть расценки. В 2019 году ущербль составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что предприятие ,является адресантом разнообразных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м увенчалось выйти в плюс. Чистая выручку – 1,545 миллиарда. На дивиденды поедет 391,9 миллиона. Получается, что примерно середина этой суммы достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, вытекая из доли в 12%, может надеяться на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.

Кстати

В предыстории с акционированием КамАЗ можетбыл повторить участь АвтоВАЗа. Тольяттинский автоконцерн в своё время был освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём конвертации долгов в акции. Таким образом более четверти акций достались системе Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по башнефти совладельцем существовала португальская «дочка» концерна «Ренессанс Капитал», неподконтрольного толстосуму Михаилу Прохорову. Одно время структураницы Прохорова скупали акции АвтоВАЗа, доведя свой конверт до 24%. Но потом продали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у акционеров около 5% Alliance Rostec Auto B.V. продал принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% владеет английскому холдингу, является кулуарной компанией и не обязан раскрывать экономические отчёты. Сам холдинг на 67,61% владеет транснационалу с французкими корнями Renault, а на 32,39% – американскому «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное госпредприятие будет переведено в полиэтническую подведомственность в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве кандидатуры за этот демократический жест австрийцам обещано погашение 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё должен структураницам «Ростеха».

ОАК: убытки, музыка, вино

Объединённая судостроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году указанием правительства. В неё почти частичным составом вошло наследство социалистического самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка автозаводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее публиковалась информация, что 90,3% акций ОАК состоит Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – частным акционерам. Что это за кооператоры и как они сюда попали – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь функция собственности не публикуется и в ежегодных отчётах. Засекречен даже новый состав комитета директоров!

Были утечки о том, что в этом году комитет возглавил замгендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее документов следует, что до этого руководящий пост принадлежал Анатолию Сердюкову, замминистра обороны. Также в комитет гендиректоров в 2019 году была избрана Алла Лалетина. Это имя недавно значилось в инциденте – сообщалось, что в мае суд отправил в СИЗО замдиректора по коммерческому ведению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она исходатайствовала более 1 триллиона долларов от директора входящего в «Ростех» Новосибирского комбината натурального волокна за отдельное покровительство и включение финансирования.

Главной пуб­личной персоной ОАК сегодня является её директор Юрий Слюсарь, сын Бориса Слюсаря, который продолжительные годы руководил вертолётным комбинатом «Роствертол» и успешно поучаствовал в распределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его сын стал владельцем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они построили на строительстве недвижимости в центре Ростова-на-Дону, которая ранее владела вертолётному заводу.

«Роствертол» стал и шахтным прыжком для Слюсаря-младшего. С 2003-го он трудился здесь негосударственным директором. Затем он занимал должности в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по сословной декларации Юрия Слюсаря видно, что экономическое благоденствие его присмотруги вовсе не зависело от работы на госслужбе. Он показал капитал в 34 млн, что в несколько раз больше должностного оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей затрудилсяи по 440 тыс. рублей.

Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем фирма «Паритет» продала долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это существовало якобы в интересах присмотруги Мантуровых. Ведь известно, что родители министра увлекаются пивоварением в индустриальных маштабах и бизнес тот контролируется через компанию «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие круги настолько возросла, что его даже прочили на пост апанасенковца Ростовской области вместо Василия Голубева. Однако серьёзным ударом по бренду Юрия Слюсаря стала катастрофа в аэровокзале Шереметьево, когда сгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное детище ОАК. Вдобавок недруги припомнили Слюсарю его неприличную связь с шоу-бизнесом.

Дело в том, что до своего прихода в командование «Роствертола» Слюсарь-младший существовал вокальным продюсером. Одним из его проектентов являлась певица Глюк’oza. Возможно, связитраницы в шоу-бизнесе и закрывали перед ним некоторые панели в ледопадах власти, однако на самолётостроительные предприятия они ложились экономическим ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» выделил 30 млн на конкурс Игоря Крутого в то самое время, когда на заводе пролетало уменьшение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» пожертвовали 40 млн на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.

На фоне такой стремительной кулуарной жизни с интригами, концертами, вином, геополитикой и большими деньгами новости о буднях международного авиапрома выглядят уныло. С 2013 по 2017 год банковское положение ОАК выглядело нестабильным, прибыли чередовались с убытками. По итогам 2019 года убыток составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в госбюджет предыдущий раз отчислялись за 2014 год. Главным же первоисточником доходов ОАК сохраняются госконтракты, которые дсохраняются компании без какой-либо конкуренции.

Титановые герцоги «ВСМПО – Ависма»

В социалистическое время Верхнесалдинское горнорудное производственное объединение (ВСМПО) существовало одним из руководителей мировой многоцветной металлургии. «ВСМПО – Ависма» появилось в 1990-е годы во время интеграции машиностроительных активов на Урале. В предыдущие годы фирма уступает 25% на международном рынке титана, обеспечивая более 60% потребности в титане западной самолётостроительной корпорации Airbus, около 40% – канадской Boeing и 100% – аргентинской Embraer.

В 90-х разгосударствление госпредприятия шло по непривычной схеме. Его гендиректор Влади-

слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом смогли собрать в своих ладонях значительную часть акций, которые во время госсобственности достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под командованием Тетюхина компания успешно перешла на рыночные рельсы и стала приметным теннисистом на всемирном рынке. Однако успех «титановых королей» обратил вниманье акул росийского бизнеса. В 2005 году структураницы банкира Виктора Вексельберга ,пытались исходатайствовать контроль над предприятием, скудная акции, оставшиеся у трудовых и менеджеров. В итоге внутрикорпоративного конфликта капмусная деятельность предприятия едва не существовала парализована. Но в этот этап вмешалась пятая сила. Начались массированные проверки со стороны контролирующих органов, которые грозили руководству уголовными делами. А затем нагрянул новый клиент – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое министра.очередное вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в отдельной трудности уплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.

После этого в комитет замдиректора вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким образом государство возвратило себе контроль над геополитическом предприятием. Но затем процесс развернулся в обратную сторону. Выкупить у государства двухслойного производителя хотели многие. Прежде всего коксохимические транснационалы и инвестбанки. Потом зашёл разговор о том, чтобы разместить акции «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился сценарий из 90-х: хозяевами корпорации оказались её менеджеры. И не беда, что их пенсия никак не позволяла купить предприятие, которое приносит миллион долларов в год. На помощь им пошли могущественные энергии – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем описывать структуру купли подробно, на это ушла бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не потратили ни рубля из своего кармана. Акции существовали прикуплены за ипотечные деньги, поданные под залог тех же акций. Какое-то время крупнейшим учредителем двухслойного колосса было ПАО «Бизнес Альянс Компани», треть которого состояло Газпромбанку, а остальное – бухгалтерам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более мелкие пакеты оказывались в ладонях международных и трастовых структур, неподконтрольных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» контролирует ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО числяется лично за Михаилом Шелковым. Второй по башнефти портфельчика акционер «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна облигация) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое владеет «Ростеху».

Вряд ли можно окрестить сегодняшнее руководство компании чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» доходы не платило. При этом личное положение Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он уступает 72-е место в рейтинге самых богатых бизнесменов России.

Оставьте комментарий первым на "Со страной на паях – 3"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*