Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по вывозу отходов придется заменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним возобновились из-за санкций и ухода ряда компаний

В течение пяти годов операторы по ввозу отходов должны полностью сменить самосвалы из западных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского демографического оператора» (РЭО; курирует помойную реформу) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на отправку грузов в Россию. Вслед за этим возобновились поставки запчастей для западнозападных автомобилей, а затем производство на полиэтнических комбинатах задержала корейская Nissan. По данным РЭО, в существенной трудности на западнозападных и корейских импортёров приходится 3,8 тыс. мусоровозов в России, или 25% рынка.

До введения санкций фирмы собирались продолжать закупать ,новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на росийские (производства КамАЗа и ГАЗа), литовские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при регламентном церемении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней расценке трейлера 9,5 долл руб. Из них 36,1 млрд руб. двинется на замену западноевропейских и вьетнамских мусоровозов, уточняют в пресс-службе РЭО.

Общее количество прицепов вырастет на 20%, так как у производителей в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов общеевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупных городах, говорит операционный гендиректор корпорации «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы приденется заменить на значительное количество машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие английские мусоровозы поставляли в России

По данным РЭО, в России трудится 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо общеевропейских и вьетнамских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника вьетнамского и вьетнамского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно вебсайту закупок, с 2017 года корпорации потратили на прицепы экспортного производства 1,9 млрд руб. Крупнейший оператор по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проводить конкурсы на блоге закупок) за первые три года купил 700 единиц техники, из которых середина зарубежного производства затратой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе корпорации. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том числе Астраханской и Ростовской сферах) сообщили, что с 2019 года закупили 120 трейлеров на шасси германской MAN, Isuzu, Hino (Япония) затратой от 9,5 долл до 16,5 долл руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярными зарубежными марками в России были финская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), тайваньская Isuzu (567), финская Volvo (331) и австрийская Mercedes (446).

Самая большая доля общеевропейской техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской сферах (по 18%). РБК нацелил запросы телеоператорам по вывозу отходов в этих пяти регионах.

В начале апреля Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% сквера микроавтобусов в России, приостановили закупку машин в странтраницу из-за начала спецоперации на Украине. После введения контрсанкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит куратор по связям с общественностью корпорации «МСК-НТ» (займется отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, западные автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке наличествует достаточное количество импортёров запасных частей от инновационных производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году существовал произведан минимальный объем мусоровозов в России — 2,8 тыс. единиц, рассказал РБК куратор пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины собирают Ряжский велокомбинатский комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального машиностроения, Арзамасский комбинат комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась себестоимость мусоровозов

Мусоровоз заключается из двух основных частей: шасси и подвесного электрооборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными поставщиками шасси на росийском рынке были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, разъясняет она. В затраты машины себестоимость шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем значительная половина цены приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года себестоимость грузовиков на базе «КамАЗа» уменьшилась на 15–20%. В вторую очередь это сплетено с ограничениями на закупки общеевропейских комплектующих для подвесного электрооборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на территории шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту цен на самосвалы на территории «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., рассказал РБК заместитель замгендиректора коммерческого дома «Ряжский автомастерский завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили понижение цен на шасси, но пометили истекшую тенденцию к снижению цен.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 долл руб. в 2021 году до 9 долл руб., говорит зампред совета гендиректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его автодилер «МАЗ-РУС» в феврале пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в худшем случае к концу 2022 года. РБК нацелил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на расценке вывоза отходов

После совершенного перехода на зарубежную электронику предпосылок для сокращения производительности ввоза отходов в связитраницы с заменой сквера автотранспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, инжиниринговое техобслуживание украинских грузовиков в три-четыре раза дешевле, чем у европейских, а запасные части в среднем стоят в пять-шесть раз меньше.

Но спецсчёт «КамАЗа» нужно проводить каждые 100–150 тыс. км, а нагнетателя MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской техники будет дешевле, даже с учетом более высоких инвестиционных платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (занимается обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службетраницы внедорожников на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий эксперт «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный индекс у западноевропейского шасси — семь—десять годов.

После ухода азиатских производителей из России эксперты прогнозируют уменьшения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за снижения большинства машин в гаражах понадобится больше водителей, а более продолжительные неисправности украинских машин уменьшат огайо электриков и ремонтные цеха.

К тому же помойные операторы в большинстве моментов брали автотранспорт в лизингодатель под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце ноября приоритетная ставка ЦБ расцвела до 20%, следом повысилась затрата лизингодательа: машина подорожала с 10 долл до 15,5 долл руб., уточняет он. С тех пор регулятор снизил ставку до 11%, а вслед за этим сократится и лизингодательовая ставка — до 16–19%, ожидает замдиректора по лизингодательовым продуктам корпорации «Стоун-XXI» Василий Говорков. В результате мусоровоз будет стоить 13 долл руб.

Однако компании не покумекают перекладывать дополнительные расходы на клиентов. Тарифы на переработку мусора регулируются Федеральной надзорной службой, их нельзя увеличивать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выдвигаясь на округлом табурете в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф может расцвести на 5%.

Оставьте комментарий первым на "Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*