Почему братья Магомедовы лишились поддержки государства

Следственный департамент МВД России просит суд арестовать совладельца компании «Сумма» миллиардера Зиявудина Магомедова. Официальные причины пока не называются. «Интерфакс» со ссылкой на источники уточняет, что вместе с владельцами компании Зиявудином и Магомедом Магомедовыми задержан глава компании «Интекс», входящей в холдинг, Артур Максидов. Также была задержана гендиректор группы «Сумма» Лейла Маммедзаде.

Миллиардера задержали вечером в пятницу, 30 марта на 48 часов. По данным источников The Bell, в тот момент Магомедов собирался вылетать США. В пресс-службе «Суммы» к моменту публикации материала не смогли прокомментировать Forbes ситуацию.

Также в пятницу сотрудники ГУЭБиПК МВД и службы экономической безопасности ФСБ провели серию обысков в коммерческих структурах Зиявудина Магомедова, сообщает «Коммерсант». Следственные действия связаны с уголовным делом о хищении более 752 млн рублей в ходе строительства стадиона в Калининграде, на котором пройдут матчи чемпионата мира по футболу 2018 года. Дочерняя структура «Суммы» — «Глобалэлектросервис» — была подрядчиком на первых этапах строительства стадиона.

Компания должна была подготовить площадку на острове Октябрьский под строительство стадиона. В 2014 году «Глобалэлектросервис» провела эти работы, в частности, для укрепления слабых грунтов было использовано 1,6 млн т песка. Сдавал их гендиректор «Глобалэлектросервиса» Эльдар Нагаплов, а принимали — бывший министр строительства Калининградской области Амир Кушхов и заместитель главы регионального управления капитального строительства Сергей Трибунский.

По версии следствия, работы были проведены плохо, в частности, претензии возникли к качеству песка. Впрочем, в самой компании утверждали, что песок был нужного качества, но «изменил структуру» из-за того, что работы проводились в болотистой местности.

Уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере) было возбуждено калининградскими правоохранительными органами еще в августе 2014 года. Летом 2017 года были арестованы Кушхов, Трибунский и заместитель гендиректора компании «Глобалэлектросервис» Хачим Эристов. Нагаплов был арестован заочно, так как успел скрыться.

В правительстве Калининградской области отказались ответить на вопрос, связано ли дело, по которому задержаны Магомедовы, со строительством стадиона. Собеседник Forbes отметил, что представители следственных органов к ним за информацией не обращались, однако в 2017 году Кушхов был уволен по итогам внутренних проверок в части строительства стадиона «Арена Калиниград», и материалы от местных контрольных органов были переданы в правоохранительные органы в установленном в таких случаях порядке.

Последние годы уроженец дагестанского села Шошота миллиардер Зиявудин Магомедов F 63 активно выстраивает имидж предпринимателя, увлеченного новейшими технологиями. Несколько раз в год он летает в Кремниевую долину, увлеченно рассуждает в интервью Forbes о принципах sharing economy и входит в совет директоров проекта Hyperloop One, в который через фонд Caspian VC вложил порядка $10 млн. Однако в России дела группы «Сумма», которой владеет бизнесмен (вместе со старшим братом Магомедом), уже давно идут не лучшим образом.

Бизнес «Суммы» всегда был связан с государством, ее резкий взлет пришелся на годы правления Дмитрия Медведева. В 2011 году партнерство с «Транснефтью» и крупные господряды помогли Зиявудину Магомедову войти в список Forbes с состоянием в $750 млн, а спустя три года стать долларовым миллиардером. Но в какой-то момент государство отвернулось от «Суммы» — когда в президентское кресло вернулся Владимир Путин, а политики из команды Медведева (например, Аркадий Дворкович, который учился вместе с Магомедовым в МГУ) начали терять влияние. Forbes вспоминает хронику крупнейших потерь и неудач Зиявудина Магомедова.  

Сломанный трамплин

Владимира Путина редко можно было увидеть в таком гневе. «И вице-президент Олимпийского комитета страны занимается вот такой стройкой?» — задыхался он от ярости, пока замглавы правительства Дмитрий Козак сбивчиво пытался объяснить, почему сроки сдачи трамплина «Русские горки» в Сочи сорваны, а смета выросла с 1,2 млрд до 8 млрд рублей. Самого вице-президента Ахмеда Билалова на той встрече в феврале 2013 года не было. Она стала для него роковой. Выйдя после разноса Путина к журналистам, Козак заявил, что Билалов может искать новую работу. Вскоре пришлось искать и новое место жительства — Билалов уехал сначала в Германию, затем в Великобританию, а в России против него завели уголовное дело о злоупотреблении полномочиями.

Билалов — двоюродный брат Магомедовых. Он же стоял у истоков их первого бизнеса — компании «Интерфинанс», которая управляла активами «Зарубежнефти», и банка «Диамант». Не прошло и недели с момента сочинского скандала, как Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) подало иск к инжиниринговой компании «Стройновация», входящей в группу «Сумма», на 5,05 млрд рублей.

Государство требовало вернуть аванс, выданный на строительство железной дороги «Кызыл-Курагино». Этот подряд «Стройновация» выиграла в 2011 году, обойдя в том числе структуры Аркадия Ротенберга. За 44,3 млрд рублей «Сумма» обещала построить 147 км дороги в Республике Тува, без которой нельзя было начать разработку Элегестского месторождения коксующегося угля — одного из крупнейших в России. Иску Росжелдора предшествовала проверка, которую первый зампред правительства Игорь Шувалов поручил провести Минтрансу. Госаудит выявил, что «Стройновация» срывает график производственных работ. В итоге контракт с компанией Зиявудина Магомедова был разорван.

Впрочем, основные проблемы у «Суммы» были впереди. В 2015 году Магомедов в последний раз попал в рейтинг Forbes «Короли госзаказа». Тогда сумма выигранных им господрядов составляла 49,4 млрд рублей. Крупнейшим был контракт на почти 24 млрд рублей — за эти деньги «Стройновация» должна была построить объекты транспортного узла Восточный — Находка в Приморском крае. Кроме того у компании был заказ на 10,5 млрд рублей на строительство железнодорожных парков и развитие железнодорожной станции Новороссийск. А с Росавиацией был заключен контракт на строительство аэродромов в калининградском аэропорту Храброво за 3,1 млрд рублей.

В июле 2016 года с инспекцией в Храброво приехал Игорь Шувалов и не смог сдержать эмоций. «Аэропорт находится в ужасном состоянии!», — восклицал он, не обнаружив на строительной площадке ни людей, ни техники. Вскоре Росавиация оценила отставание «Стройновации» от графика на девять месяцев, контракт был расторгнут, а аэропорт сменил собственника — им стал «Новапорт» Романа Троценко.

Закрытое море

В мае 2017 года РБК со ссылкой на источник, близкий к «Сумме», сообщил, что Зиявудин Магомедов намерен продать «Стройновацию», которая окончательно увязла в финансовых проблемах, потеряв помимо Храброво целый ряд крупных подрядов. Бизнесмен также искал покупателя на компанию «Глобалэлектросервис», которая строила ЛЭП и электростанции и недавно лишилась части контракта на 13,2 млрд рублей на строительство ТЭЦ в городе Советская Гавань для «Русгидро».

Через пару месяцев иски почти на 300 млрд рублей к «Стройновации» подал Новороссийский морской торговый порт (НМТП, владеет также портами Приморск и Балтийск). Речь в иске шла об одной из поставок на НМТП: расплатиться за нее должна была «Стройновация», которая этого не сделала. Суд взыскал с компании почти 180 млрд рублей. Пикантность иска заключалась в том, что одним из основных собственников НМТП является как раз «Сумма». НМТП, Fesco и «Трансконтейнер» — так Магомедов описывал ключевую тройку российских активов в прошлогоднем интервью Forbes.

Партнер «Суммы» в НМТП — «Транснефть», они с на паритетных основах владеют компанией Novoport, в собственности которой 50,1% портового оператора. Напрямую «Транснефть» владеет еще 10,5%, а «Сумма» — 2,75% акций НМТП. Еще 20% принадлежат Росимуществу. Контроль над НМТП «Транснефть» и «Сумма» получили в 2010 году — порт стал крупнейшим и наиболее доходным активом для Магомедова. К тому моменту у него были очень хорошие отношения с «Транснефтью», которая долгое время обеспечивала «Стройновацию» заказами на строительство трубопроводов. НМТП , а «Транснефть» долгое время обеспечивала «Стройновацию» заказами на строительство трубопроводов.

Но уже в 2013 году между партнерами разгорелся корпоративный конфликт: «Транснефть» потребовала сменить совет директоров НМТП, заявив, что тот не учитывает ее интересы. Затем конфликт был разрешен, а «Сумма» долгое время объявляла о своем желании принять участие в приватизации 20% НМТП. Но в февраля 2018 года стало известно, представители «Суммы» не попадут в список кандидатов в новый совет директоров НМТП. Зато «Транснефть» выдвинула сразу пять кандидатов. В пресс-службе «Суммы» это объясняли тем, что в Novoport по поручению правительства началась юридическая реструктуризация. А меньше чем через месяц стало известно о том, что ФАС одобрил ходатайство «Транснефти» о покупке доли «Суммы» в Novoport. Надежды Магомедова не оправдались — в «Сумме» решение о выходе из НМПТ объяснили задержками с приватизацией. На сегодняшний день, исходя из котировок НМТП на Московской бирже доля «Суммы» оценивается в 41 млрд руб.

Эти деньги для «Суммы» явно будут не лишними, учитывая в каком бедственном состоянии пребывает второй актив из «стратегической триады» Магомедова — один из крупнейших транспортных операторов в России FESCO (у «Суммы» 32,5%). Начиная с 2016 года Fesco находится в состоянии перманентного дефолта по рублевым облигациям и евробондам. Для реструктуризации долга ($885,1 млн в августе 2017 года) «Сумма» в прошлом ноябре вязла кредит у ВТБ $680 млн, заложив госбанку 50% в Объединенной зерновой компании (ОЗК). Поручителем по кредиту выступает Якутская топливно-энергетическая компания Магомедовых. Три месяца назад она не смогла полностью исполнить оферту на 694 млн рублей по выкупу акций у недовольных миноритариев.

Сошли с пути

Не лучше обстоят дела «Суммы» и в «Трансконтейнере», крупнейшем операторе контейнерных перевозок (около 47% рынка перевозок по железной дороге в России).У Магомедова в этой компании 25% акций, которые достались «Сумме» в 2012 году вместе с Fesco. Неудобный партнер — вновь государство, 50% + 2 акции «Трансконтейнера» принадлежит РЖД. Как и в случае с НМТП «Сумма» давно пытается выкупить пакет госмонополии.

В мае 2017 года Магомедов написал Путину письмо в котором просил президента поддержать продажу «Сумме» контроля в «Трансконтейнере» и обещал за счет интеграции с Fesco и НМТП создать для экономики мультипликативный эффект в 560 млрд рублей. Один раз у Магомедова уже получилось провернуть подобный трюк с нефтяным бизнесом, когда за счет партнерства с «Транснефтью» в НМТП он получил контроль за всей цепочкой: от добычи до продажи на мировые рынки. На этот раз против идеи миллиардера немедленно выступили РЖД, увидев в ней риски монополизации, и припомнив Fesco ее финансовые проблемы.

Рано или поздно РЖД из капитала «Трансконтейнера» выйдет: ярым сторонником внесения этой доли в план приватизации активов железнодорожной монополии является Игорь Шувалов. Велика ли вероятность того, что пакет РЖД достанется «Сумме»? К оператору давно присматриваются Владимир Лисин F 3 и РФПП. Но недавно у Магомедова появился новый конкурент, продвинувшийся дальше прочих.

В начале этого года РБК сообщил о желании Романа Абрамовича F 12 и Александра Абрамова поучаствовать в приватизации «Трансконтейнера». Стартовые позиции у партнеров более чем хорошие: в декабре их компания «Енисей Капитал» уже вошла в капитал оператора, выкупив 24,5% «Трансконтейнера» у НПФ «Благосостояние», пенсионного фонда РЖД.

Оставьте комментарий первым на "Почему братья Магомедовы лишились поддержки государства"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*