Почему “Аэрофлоту” нет смысла бороться за стандарты качества

Количество жалоб на качество обслуживания флагмана отечественного авиарынка – компании «Аэрофлот» – стремительно растет. Пассажиры жалуются на задержки рейсов, грубость бортпроводников, невкусную еду на борту. Компания привычно объясняет случившееся объективными трудностями, но после этого все продолжается по-старому. Мало надежд на то, что положение изменится и в будущем: «Аэрофлот» занимает доминирующее положение на российском рынке авиаперевозок. К чему стараться, когда пассажиры полетят и так?

Друзья, родственники и экономия

Истории, о которых рассказывают граждане, воспользовавшиеся услугами «Аэрофлота», одна другой краше. Например, если верить блогеру Кате Руднер, во время ее поездки в Париж сотрудник «Аэрофлота» по имени Евгений (свою фамилию он сообщить отказался) решил пересадить молодую пару с мест, расположенных рядом, и занятых в соответствии со своими посадочными талонами, на другие, находящиеся на расстоянии друг от друга. А на их места Евгений собирался посадить родственников пилота.

Когда пассажирка и ее спутник с таким предложением не согласились, Евгений устроил целое представление: кричал, угрожал снять с рейса багаж, пытался выбить телефон из рук, а и в довершении всего затем сорвал бирку с багажа и отобрал посадочные талоны. В итоге пара все-таки в Париж вылетела, но пассажирка, возмущенная поведением сотрудников «Аэрофлота», подала на них жалобу.

О другом случае рассказали пассажиры дочки «Аэрофлота» – компании «Победа». На борту рейса из Новосибирска в Москву стюардесса на основании того, что «это может привести к крену самолета и крушению всего лайнера», категорически запретила переложить семимесячного ребенка на отдельное кресло. Надо заметить, что самолет был полупустой, но бортпроводница упорствовала и заявила, что если есть желание положить ребенка на отдельное место, его предварительно надо купить. Но и на этом она не успокоилась: уже после посадки всю семью по жалобе стюардессы задержали и доставили в полицию, где на них составили протокол.

Не стоит забывать и скандал, произошедший в декабре прошлого года, когда людей в Шереметьево семь часов продержали в самолете в ожидании вылета, который откладывался из-за непогоды. Как правило, в лучшем случае потом пассажирам могут принести извинения. И даже если им удастся доказать свою правоту, размер компенсации будет совершенно символическим. Да, Россия недавно присоединилась к Монреальской конвенции, которая предполагает до 400 тыс. рублей компенсации за задержки международных рейсов. Но пока подобных прецедентов еще не происходило. И дело это, похоже, очень отдаленного будущего.

Зачем стараться?

Выручка группы «Аэрофлот» за 2017 год увеличилась на 7,5% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, и составила 532 934 млн руб. А выручка от регулярных пассажирских перевозок увеличилась на 5,9%, до 427 529 млн рублей. На положительную динамику оказало влияние снижение доходных ставок, прежде всего на международных направлениях, на фоне укрепления курса рубля и соответствующей корректировки валютных доходов. Но главной составляющей неплохих финансовых показателей в компании считают рост пассажиропотока.

При этом увеличение перевозок, о которых заявляет «Аэрофлот», связано по большому счету с его доминирующим положением на рынке. Хотя стоит оговориться, что с юридической точки зрения без специального разрешения ФАС «Аэрофлот» нельзя называть монополистом.

Эксперты приводят следующие данные. Если, например, еще 10 лет назад компании принадлежало порядка 19% рынка, то сейчас эта доля составляет более 50%. И в сложившихся условиях при неизменных вводных доля «Аэрофлота» вряд ли начнет уменьшаться. Надо учитывать, что на многих маршрутах летает только «Аэрофлот», и никакого иного выбора у пассажиров, особенно на северных направлениях, попросту не существует.

Очевидно, при таких условиях у компании может не оказаться никакого стимула бороться за клиентов и уделять внимание (и вкладывать деньги) в комфорт. «Аэрофлотом» уже снижены стандарты обслуживания в собственных бизнес-залах, уменьшен на один-два дюйма шаг кресел в некоторых новых самолетах. И действовать по своему усмотрению «Аэрофлоту» гораздо проще, ведь у него нет особых соперников на рынке.

При том, как уже сообщала «Наша Версия», «Аэрофлот» ежегодно получает значительные средства за счет так называемого роялти — деньги, которые платят иностранные авиакомпании за пролет над территорией России. Роялти идут непосредственно «Аэрофлоту», а не государству, и даже не делятся на всех авиаперевозчиков, которые вроде бы равны перед законами. По разным оценкам, фактически «из воздуха» «Аэрофлот» получает свыше $500 млн. И такой гигантский доход дает компании дополнительные преимущества перед конкурентами.

Эксперты говорят, что на сегодняшний день рыночный вес «Аэрофлота» настолько велик, что компания может за несколько лет убрать с рынка любого соперника. И продолжать жить спокойно. Понимая эту ситуацию, надо быть готовым к грубости бортпроводников, задержкам рейсов и т.п. Компании нет резона сильно биться за стандарты качества. «Аэрофлоту», по всей видимости, проще придерживается старого социалистического принципа – услугу надо выстрадать. Вот только пассажиры за свои же деньги страдать категорически не хотят.

Оставьте комментарий первым на "Почему “Аэрофлоту” нет смысла бороться за стандарты качества"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*