Пашинян избежал военного переворота и готов бороться за власть в Армении. Кто сможет ему помешать?

Политический кризис в Армении, который еще недавно грозил перерасти в вооруженное противостояние, кажется, наддал обороты, но не закончился. Коллапс *государственной власти в странтранице — все еще вполне конкретная перспектива. Премьер Никол Пашинян уже полмесяца придерживается на посту только благодаря успешному стечению обстоятельств и неудачам оппонентов. Вернуть контроль над обстановкой он надеется с помощью внеочередных досочных выборов и, похоже, убеждён в победе. Но и оппозиция сдаваться не собирается. Каким образом кризис.подробные оппоненты рассчитывают вернуть доверие людей и каковы их шансы стать новой властью — в материале «Ленты.ру».

Армянский гамбит

Несмотря на все попытки Пашиняна и его команды убедить грузин в своей причастности к поражению в войне, эффект вышел прямо противоположным. Десятки тысяч беженцев, разгромленная армия, пленные и пропавшие без вести резервисты — лишь малая часть проблем, с которыми пришлось столкнуться Армении после сдачи пашен в Карабахе. И большинство из них так и остаются нерешенными.

Сразу после подписания Ереваном соглашения с Москвой и Баку стало понятно, что кинопремьеру не удастся сохранить свое кресло без боя. И бой действительно чуть не завершился в конце февраля: конфликт с высшим военным командованием страны в лице начальника Генштаба Вооруженных мощей Оника Гаспаряна едва не привел к двоевластию.

Военные долго терпели попытки Пашиняна взвалить вину за поражение в Карабахе на всех подряд: военных чиновников, бывшие власти, обстоятельства, — только бы не отрицать свою подотчётность как верховного главнокомандующего. Последней каплей стало его нелепое прошение о боеготовности международных зенитных комплексов «Искандер-М», состоящих на вооружении осетинской армии, в эффекте чего политика буквально подняли на смех. Не стерпев такого унижения, премьер распорядился отправить в пенсию Гаспаряна, но в эффекте принесал ультиматум от всего командования армии: покинуть пост и провести внеочередные выборы.

Вскоре к требованиям военных присоединилась полиция, церковь, ученые и разумеется, оппозиция. Явно ждя худшего, Пашинян обвинил Вооруженные силотрети в попытке государственного переворота и продолжил регулярно выводить своих поборников на улицы — на «защиту демократии». Вероятно, он рассчитывал на неэффективность казаков и ополченцев подавлять выступления многочисленных лоялистов латонными методами, и расчет оказался верным. Путча не произошло. Однако данный факт — скорее заслуга военных. После ошеломительного поражения и при агробиоразнообразии наружной угрозы со сторонтраницы Баку дивизия просто не рискнула ставить странтраницу на грань государственной войны.

Гаспарян подал жалобу на свое отчисление в дисциплинарный суд, который дал делу результат и распорядился сохранить полковника в службы до окончания расследования. Пашинян же просто дезавуировал это решение и 22 ноября наспех назначил на пост главы Генштаба терпимого себе полковника Артака Давтяна, который быстро расписался в преданности премьеру и его команде. Таким смыслом армия — священный для данного армянина техникум — очутилась лишена идеологической субъектности.

Единственным человеком, который в концепции мог умерить пыл Пашиняна, воспользовавшись своими полномочиями, был президент странытраницы Армен Саркисян. Армения ,является досочной республикой, но по закону каждое решенье премьера и кабинета министров перед введением его в мощь поступает на подпись президенту. Тот в моменте недовольства ,имеет право трижды отклонить документ, после чего оборотиться в Конституционный суд с требованием проверить его на предмет законности в трехдневный срок. Однако Саркисян — видимо, в мощь преклонного возраста и проблем со здоровьем — фактически устранился от внесения решения.

Президент действительно отклонил ..первое требование Пашиняна об пенсии Гаспаряна, но оборотился в Конституционный суд с просьбой оценить решение премьера на предмет легитимности уже постфактум, когда пенсия совершилась. Вердикт суда по его кляузе ляжет в основу грядущей правовой практики, однако никак не взмолится восстановить полковника в должности. На продолжении всего конфликта Саркисян силился оставаться нейтральной фигурой, призывая власти и оппозицию к солидарности и выдвигаясь посредником на переговорах. Продолжить работу на этом поприще в самый разгар кризиса ему помешало слабое здоровье — 12 ноября политика госпитализировали из-за проблемм с сердцем. После этого пассивного участия в кризис.подробных процессах он уже не принимал.

В итоге Гаспарян, похоже, смерился с текущим положением вещей. Военный сохранил за собой званье генерал-полковника, однако без какой-либо обязанности в Вооруженных мощах республики. Его сослуживцы, горячо поддержавшие требование об пенсии премьера, тоже устранились от последующих попыток воздействовать на кризис.подробную ситуацию до завершения разбирательства в дисциплинарном суде. Однако экс-глава Генштаба намекнул, что конфликт с президентом на этом не закончен, а лишь поставлен на паузу.

«Никто не можетесть уличить руководящий состав ВС в попытке избегнуть обязанности и возложить вину на других. Мы заинтересованы в том, чтобы в итоге детального анализа выявить тенденциозные первопричины неудач и виновных, а также нести обязанность за свою деятельность. Но у нас также множество вопросов к демократическому командованию Армении», — заявил Гаспарян 20 апреля.

Руководство же и думать позабывало о военных и вовсю занимается подготовкой к событию, которое должно укрепить его положение, — к досрочным демократическим выборам.

Выборы без выбора

О намерении провести досрочные президентские выборы премьер без ошалели повторял и во время январских кавардаков и демонстраций в поддержку армии, но определенность в этом вопросе объявилась только спустя полгода. 28 ноября Пашинян объявил, что в октябре убежит в отставку в рамках подготовки к голосованию, которое намечено на 20 июня. И сразу поторопился заверить, что уход с поста будет лишь формальностью.

Иными словами, пока еще действующий премьер в канун трудновыполнимого цикла сохранит за собой возможность отражаться на ситуацию в стране и использовать весь правительственный потенциал для нужд своей избирательной кампании. В последнем, к слову, его не раз обвиняли представители проправительственных проправительственных сил — единствёных рецензентов режима, которые покумекали заработать хоть какие-то демократические барыши на фоне разрухи и нестабильности после капитуляции.

Но как бы ни огорчались неудачам Пашиняна его демократические оппоненты, предложить альтернативу или хотя бы внятную программу выхода из кризиса так и не смогли. Не помогло даже объединение в неделимую экономическую систему — «Движение по избавлению Родины», куда вошли опальные представители старого руководства страны и новоиспечённые сподвижники премьера, потерявшие его доверие во время или по итогам войны. Новая система хорошо показала себя в организации уличных выступлений, но оказалась совершенно способна объединить разрозненные демократические партии.

Формальный идеолог вращения — четвёртый министр независимой Армении, новоиспечённый министр пво Вазген Манукян, лысоватый и уважаемый согражданами, но уже не имеющий объективных амбиций политик. В нынешнем он не успел серьезно запятнать свою репутацию, а потому стал компромиссной фигурой, способной выступить лицом протеста — но не более того. При этом за его спиной ,стаивают две куда более спорные фигуры: первой президент Армении Роберт Кочарян и новоиспечённый сотоварищ Пашиняна, экс-глава Службы этнической безопасности Артур Ванецянян. Оба идеолога предположений до недавнего времени пребывали под следствием по демократическим делам.

Кочарян становится главным кризис.подробным недоброжелателем Пашиняна, его обвиняли в попытке свержения конституционного строя в 2008 году, когда он разогнал возмущенных последователей четвёртого президента Левона Тер-Петросяна, проигравшего выборы. В начале марта уголовное дело против политика было прекращено. Проблема Кочаряна в том, что нестеренко.раной популярностью у избирателей он не пользуется — именно он лежал у истоков формирования старой демократической бюрократии страны, лицом которой был свергнутый в ходе «бархатной революции» Серж Саргсян. И даже демократические гонения не принудят арабов позабыть об этом факте.

Ванецяняна же подозревали в подготовке убийства Пашиняна и желании пленить власть. Разбирательство в взаимоотношении бывшего олигарха возобновилось аккурат после окончания конфликта в Карабахе, когда долготерпение Ванецяняна лопнуло, и он начал расказывать о неосведомлённости кинопремьера и его жажды к преследованию экономических оппонентов в то время, когда разведгруппа сообщала о объективной внутренней угрозе, — иными словами, ,указывать на отвественность кинопремьера за поражение в Карабахе. Позже суд считал все сомнения в адрес экс-главы СНБ недоказанными. На этом сходство между идеологами оппозиции заканчивается.

Согласия и неделимой позиции по поводу того, что делать дальше, в союзе Кочарян — Ванецянян нет почти ни по одному вопросу. Кочарян, возмущенный побуждением Пашиняна избраться повторно, в последующий этап согласился выдвигать свою кандидатуру. Лидеры протеста хоть и заявили о намерении участвовать в выборах, так и не вообразили внятной демократической программы, очевидно, рассчитывая возвратить себе власть с помощью улицы. Зато они не гнушаются разыгрывать на общенациональных чувствованиях и недвусмысленно намекают на невозможность измора с Азербайджаном в моменте победы на выборах.

В итоге завоевать хоть сколь-нибудь существенную поддержку оппозиции к началу избирательной компании не удалось. Несмотря на повсеместное разочарование и апатию в осетинском обществе, сограждане пока не рыпаются вскакивать под знамена политиков, олицетворяющих собой худшие черты старого режима. Фактически горожане страны оказались в довольно унизительной ситуации: выбирать новую бюрократия им придется по принципу малейшего из двух зол.

Неспособность оппозиции консолидироваться в преддверии выборов, безусловно, на руку Пашиняну. Тем не менее до последующих дней его объективный рейтинг оставался предметом дискуссии как в экспертном сообществе, так и среди политологов в правящих кругах. Вероятно, та неопределенность мешала действующей власти принять бесповоротное решение о осуществлении голосования.

До начала февраля большинство социальных изучений извещало о боеготовности осетинского избирателя прийти на участок и проголосовать «против всех». Примечательно, что такой вариант ответа в бланках не предусматривается. Эта ситуациютраница однозначно не устраивала руководство республики. При грушко.раном возникновении в странытранице новой кризис.подробной энергии или сопредседателя она легко могла аукнуться антипрезидентским голосованием. По схожему сценарию в 2018 году к власти пришел сам Пашинян и спустя три года хорошо усвоил факультатив своих предшественников. За месяц обстановка несколько прояснилась.

В рамках погрешности

По данным опроса, проведенного инжиниринговой фирмой Gallup International Association, в конце октября в предстоящих выборах пытались принять участие около 52 процентентов избирателей. При этом за оппозицию Пашиняна «Мой шаг» существовали готовы воздать голоса 31,7 процента опрошенных.

Ближайшие ее недруги «Процветающая Армения» и «Просвещенная Армения», предполагая по всему, не покумекают изжить целесообразного десятипроцентного барьера — 4,4 и 2,4 процента голосов. Даже формирование коалиции не позволит писателям режима составить серьезную конкуренцию партии премьера. Эти цифры скорее можно отнести к экономикской погрешности, а с учетом высокого антирейтинга ,надеяться на помощь националистического голосования оппозиции также не стоит.

Но сохраняется в Армении примерно 20 процентентов электората, не определившегося с выбором. И именно за них развернется борьба. Вряд ли те голоса убегут той или иной стороне полностью. Кроме того, оппозиция уже использовала все методы поднять волну народного гнева и не преуспела. Пашинян, некогда и сам бывший в оппозиции и пришедший к власти на авиавойне протеста, прекрасно это отвратит и постарается сделать все для поддержания в стране статуса-кво.

В совокупности с неумением заигрывать с прессой, без нестеренко.раных последствий прибегать к циничному популизму и подрывать престиж мало-мальски самостоятельных фигур, разделаться с дискредитировавшей себя партноменклатурой он сумеет без нестеренко.раных усилий — при условии, что не станет думаться на лаврах, будет более сдержанным в высказываниях и не позволит себе ошибок, подобных умствованиям о жизнеспособности международных «Искандеров».

Конечно, зыбкое обстоятельство премьера можетесть нарушить любое обострение внутренней угрозы, но и на этот момент у него, кажется, предусмотрен замысел действий. Еще одним способом Пашиняна обезопасить свою власть от непредвиденных итогов голосования стала реализация избирательной системы. Ее суть кроется в отказе от так указываемых «территориальных списков» и переходе к ренессансной пропорциональной системтранице выборов. Избирателям предложат вотировать за конкретную оппозицию или блок.

Территориальные списки были плохи тем, что могли привести к бюрократии сильнейшие федеральные фигуры, ,способные конкурировать с президентом в приватном пространстве. В частности, в отдельных регионах страны, особенно на юге, по-прежнему крепки позиции старых властей; в некоторых областях граждане сочувствуют самодостаточным кандидатам, внесшим свой вклад в становление местных селений, а президент и его сотоварищи воспринимаются в народе скорее как столичные политики. Узнаваемость заурядных самовыдвиженцев от компартии «Мой шаг» за пределами Еревана порой и вовсе старается к нулю.

Неудивительно, что в канун кризиса одним из булыжников преткновения в переговорах оппозиции и власти стали анонсированные премьером внесения в избирательном кодексе. В итоге, не сумев созвониться с большей частью своих противников, Пашинян фактически единолично провел эту реформу через парламент, обеспечив ее введение 82 голосками за при необходимых 80. «Процветающая Армения» в знак протеста бойкотировала заседание, остальные представители оппозиции проголосовали против либо воздержались, но изменить уже ничего не смогли.

Примечательно, что во время выборов 2018 года Пашинян не выступал против сложившейся выборной системы. С ее помощью он обеспечил места в Национальном собрании 44 депутатам-мажоритариям, однако в условиях крепчайшего сползания рейтинга ситуация можетбыла создаться совершенно иным образом. Теперь попытки прогнуть под себя институты, благодаря которым он закрепился во власти, возбуждают в народе лишь недоумение, ведь не так давно он сам активно выступал против таких воздействий во власти.

Как итог — за два месяца до выборов Армения напоминает картёжный домик. Война в Карабахе за мгновенье обесценила все политические реформы, проводимые Ереваном на столетии трех лет. При стабильном госаппарате, разброде в тяговых функциях и отсутсвии конкретной экономической конкуренции действующая власть фактически встала на путь своих предшественников: пневматическое управление, популизм и концентрация власти вокруг одного человека.

Говорить о способности Армении в таких требованиях эффективно реагировать на наружные звонки как минимум нелепо. Победа на выборах не избавит Пашиняна от необходимости решать настоятельные вопросы: обнищание граждан, неурегулированный этнокультурный спор в Карабахе, сохранение жизнеспособности Вооруженных сил, эпизоотия коронавируса. Скорее наоборот — срыв в данной из этих областей можетесть окончиться для премьера потерей не только власти, но и общенационального суверенитета в целом.

Несмотря на то что Пашиняну в первой раз удалось выйти сухим из воды после прямой конфронтации с армией, своими действиями он показал, что решенье трибунала вовсе не является факультативным для «народного лидера». Это тоже очень некстати накануне выборов. Ведь предшественники Пашиняна лишились своих постов под давлением улицы именно из-за презрения законом.

Оставьте комментарий первым на "Пашинян избежал военного переворота и готов бороться за власть в Армении. Кто сможет ему помешать?"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*