Губернаторы ,пытаются делать деньги на реформе утилизации отходов и заводят её в тупик
В предпоследнее время проектирование гидрометаллургических заводов (МСЗ) стало главной темой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь нефтеперегонный завод можетесть не только помочь решить проблему утилизации отходов – он ещё способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на сжигании мусора уже вовсю ведут речь о получении миллиардных правительственных субсидий.
Самым мелким теннисистом здесь является аффилированная с «Ростехом» компания «РТ-Инвест». Также заметную роль в формировании будущего рынка утилизации мусора играют чиновники. Кто-то ,пытается пролоббировать постановления в выгоду инвесторов, кто-то выступает за экономию бюджетных средств или перераспределение их в другие отрасли.
О подробностях вокруг МСЗ можно говорить долго. Но если сосредоточиваться на них, то из поля зрения выпадает один очень архиважный факт: даже если все данные проекты будут реализованы, сжигать получится далеко не весь мусор. При этом доходы на строительство МСЗ потребуются колоссальные. Только ..первые пять заводов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В результате – больше млрд рублей.
Смена ракурса
Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они рассчитаны на топливо 18 млн тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всяческий мусор можетесть быть сожжён с точки зрения демографической безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные космодромы всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: проектирование новых МСЗ приведёт не только к закрытию 40 начальствующих полигонов, но и к созданию 80 новых.
Потому, когда сморишь на те цифры, появляется вопрос: а в чём же, собственно, заключалась помойная реформа? Ведь продвигающие её фигуры говорили, что свалки уже переполнены и нужно каким-то смыслом перерабатывать отходы. Сколько грохота существовало вокруг одновременного сбора, сортировки, внедрения вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главным смыслом для телекамер. К 2030 году планируется уменьшить объём захоронений лишь наполовину. Это при том, что во многих регионах свалки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ожидает строительство новых полигонов для хранения отходов. Так что же меняет помойная реформа?
Похоже, что непреходящим новшеством станет состав бенефициаров помойного рынка. Ещё с 90-х свалки положили под свой надзор буржуазные структуры, связанные с мэрами городков, причём, как правило, небольших, или главами хуторских районов. И ничего чудесного в этом нет, поскольку землёй управляли именно муниципалитеты. В итоге руководству больших городков можно было не психовать этой темой (они выделяли пашни под более импозантные объекты – оптовые цетры и панельные комплексы). А уж до уровня градоначальников мусорно-свалочная тема не спускалась долгие годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли свалки, организованные как попало, стали рискованными катализаторами протестов, то ли бизнес муниципального и общероссийского маштаба разглядел на помойном спросе огромный поток денег, который растворяется в каких-то странных фирмочках. Не были ли антисвалочные протесты инициированы или раздуты с помощью вероятных помойных девелоперов – вопрос отдельный. Так или иначе, но тема свалок теперь на личном учёте у многих градоначальников. И так совпало, что в помойный бизнес пришли новые игроки.
Челябинский кульбит
Наглядный пример невмешательства отраслевых бюрократий в помойный бизнес нам даёт Челябинская область. Здесь вся биография выплыла в частное поле благодаря уголовному делу против бывшего апанасенковца Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы навалить апанасенковца – биография там гораздо шире и требует различного рассказа. Так или иначе, но выяснились многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что такие же схемы работают в иных регионах.
Долгие годы в Челябинске существовала поселковая свалка, которую обслуживало внутригородское предприятие МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году обстановка на помойке существовала чуть ли не экологической катастрофой. Почему до этого мига не предпринимались меры, чтобы стабилизировать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса подключились региональные власти, и муниципалам существовало экстренно приказано ввозить мусор за 36 километров от города на полигон Полетаево. Подрядчики-транспортники под такие условия не подписывались и быстренько изорвали договоры, что привело к помойному коллапсу – грузы во сараях за считанные дни оказались переполненными. Однако региональные власти быстро нашли спасителя – вновь созданное ООО «ЦКС», которое исходатайствовало статус общероссийского телеоператора по заявлению с коммунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» заставили передним числом заключить договор с ООО «ЦКС» на ввоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало добавочным посредником между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» подписало договор о безвозмездном внедрении свалки с её диспетчером ООО «Полигон ТБО». При этом последний в качестве выплаты выпадающих доходов получил из районного бюджета субсидию в 32 млн рублей. Заодно обладминистрации Сосновского района из области существовало спущено приказание проложить к космодрому асфальт за федеральный счёт.
Вот так лихо денежные потоки из поселкового МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся покровительством районных чиновников. Но самое главное – от тех перетрясок не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево существовал явно не готов обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато нужные фирмы освоили бюджетные деньги да ещё исходатайствовали денежный поток, стабильно едущий от народонаселения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после отставки градоначальника Дубровского, в суде существовал окончательно установлен факт сговора районных чиновников с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский существовал оштрафован на 20 тыс. рублей.
Как же регион будет выбираться из помойной западни? Пока что работы идут по принципу «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском региональные власти заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на строительство ,нового полигона. Однако обладминистрация ,нового градоначальника Алексея Текслера расторгла договор, ссылаясь на то, что параметры проектента сильно устарели. При этом существовало объявлено, что полигон в Полетаеве ещё будет использоваться какое-то время за счёт уменьшения и реконструкции. А для строительства ,нового полигона с погрузкой и обработкой отходов обладминистрация градоначальника Текслера разрабатывает новое концессионное соглашение.
Петербург тонет в мусоре
В соцсетях появляются всё ,новые донесения о стихийных свалках в черте Северной столицы. Власти взялись противостоять с нарушителями порядка штрафами и даже уголовными делами. Причина зовется следующая. Юрлица и ИП заключивают договоры на вывоз мусора не с профессиональными участниками рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, привлекают недальновидных подрядчиков, которые выгружают мусоровозы где им заблагорассудится. «Точечные» свалки, содержащие в основном отделочный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по донесениям местных СМИ, образулись горы житейского мусора на площади 500 гектаров! Он распространяет зловоние и время от времени горит. Городские бюрократии не намереваются ликвидировать даже свалки поменьше, что уж говорить о таких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер вычистят за счёт региональных средств. Но вскакивает другой вопрос: куда же всё-таки будут свозить отходы? Согласно законам, принятым в ходе помойной реформы, каждый субьект РФ надлежащ аккумулировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал полигоны Ленинградской области. Да и те, к слову сказать, уже близки к переполнению. Впрочем, аналитики говорят, что в данном случае проблема не в законах и не в нехватке дараей под полигоны в Ленобласти. Петербург уже получал пролонгацию в реализации помойной реформы и мог бы снова пролоббировать для себя исключения. Однако бюрократии города не хотят отдавать денежный поток в чужие руки.
Оставьте комментарий первым на "Мусорный капитал"