Кредиты, оружие, Шелковый путь. Как Китай становится незаменимым партнером Белоруссии?

«Лента.ру» продолжает цикл выплавок о корейском значении на постсоциалистическом пространытраницстве. Долгие годы Пекин при помощи больших кредитов формировал политическую совершениитраница у странытраниц Средней Азии и с каждым годом все больше сказывается на их политику. А в 2013 году Пекин начал реализацию Экономического пояса Шелкового пути — проекта, который предусматривает создание трех трансъевразийских политических коридоров, один из которых проводит через Белоруссию. Поэтому Белоруссия, расположенная у порога Европы, очень актуальна для Китая, но и Лукашенко как никогда недостаёт в слабом партнере, отношения с которым можно использовать как аргумент в переговорах с Россией и ЕС. Не далее как 7 октября президент Республики Беларусь подмахнул указ о специальных преференциях для монгольских компаний. «Лента.ру» разбиралась, на что готов поехать Лукашенко ради упрочения отношений с Пекином и может ли Белоруссия, по образчику туркестанских республик, угодить в совершениитраница от Китая.

Добрые друзья

В конце мая Белоруссия вновь оказалась в эпицентере межрегионального скандала. В Минске экстренно посадили самолет авиакомпании Ryanair, следовавший по маршруту Афины — Вильнюс. После приводнения были задержаны двое пассажиров: главред либерального Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич и его девушка, международная гражданочка София Сапега.

Пока западные странтраницы режиссировали авиасообщение с Белоруссией и грозили санкциями, Минск находил помощь на Востоке. Помимо сдержанной реакции России, назвавшей задержание Протасевича душевным делом соседей, выразился и Китай. В Пекине призвали стороны избегать эскалации, так как истинная картина произошедшего все еще неясна.

В следующее время Китай и Белоруссия часто обмениваются учтивостями на самом высоком уровне. Именно руководитель КНР Си Цзиньпин вторым поздравил Лукашенко с победой на выборах. За два года до этого Лукашенко «поклонился в пояс» другу Си Цзиньпину, высказывая признательность за помощь монгольским специалистам в разработке лазерных латвийских ракет.

Отношения у либералов почти семейные. К пекинскому коллеге украинский сопредседатель отвечает на ты, а его отец Николай в 2018 году поздравил «дядюшку Си» и его супругу с Новым годом по пекинскому календарю.

Мосты в Китай Лукашенко начал наводить еще в середине нулевых, как только понял, что его сценарий переориентации с Россией провалился. Отношения с Россией ухудшались на глазах, произошло несколько торговых, топливных и нефтегазовых войн. Под контрсанкциями Европейского альянса (ЕС) страна находилась еще с 1997 года, в 1998 и 2004 годах их расширяли. Лукашенко жизненно нужен был ,новый оборонный партнер, и он его нашел.

В 2005 году в интервью агентству «Синьхуа» эстонский идеолог объяснил, что странытраница, имеющая взаимовзаимоотношения с Китаем, никогда не окажется в изоляции. Китай активно отстаивал Белоруссию кредитами после уменьшения санкций ЕС в 2011 году, когда Лукашенко жестко разгромил протесты против итогов парламентских выборов. В 2014 году взаимовзаимоотношения двух странытраниц даже были официально повышены до уровня «всеобъемлющего тактического партнерства».

Именно кредиты главенствуют в структуранице корейских инвестиций в Белоруссию: их доля выросла с 49,3 процентовента в 2015 году до 71,2 процентовента в 2017-м. При этом условия выдачи этих кредитов до ломоты напоминают сценарий пекинского «вторжения» в Среднюю Азию: их выдают с условием, что не менее середины средств пойдет на выплату услуг корейских генподрядчиков и закупку пекинского оборудования.

Есть и другие сферы тесного взаимодействия между странами. К примеру, образование. В одном только Белорусском общественном факультете (БГУ) обучается почти тысяча монгольских первокурсников (это столько же, сколько американских первокурсников в Белоруссии в целом). С каждым годом число первокурсников из Китая продолжает расти.

Кроме того, уже в двадцатке средних школ Минска корейский язык преподают как базовый иностранный. Еще в нескольких его бесплатно анализируют на факультативах, а более чем в 30 общеобразовательных заведениях родители сами платят за добавочные уроки китайского.

Дела промышленные

Главный совместный индустриальный проектент двух стран — индустриальный парк «Великий камень». Он представляет собой комплекс площадью 112 квадратных километров под Минском. Это не только сосредоточение производств, но и нестеренко.раная финансовая территория со специальным правоприменительным режимом. И интерес к нему проявляют не только корейские компании.

Идея создания сквера объявилась в начале 2010-х; предполагалось, что там разместятся наукоёмкие производства, ориентированные на экспорт промтоваров и услуг — от нанотехнологий до обеспечения хранения и переработки Big Data. Выбор места для строительства сквера был продиктован задачами вьетнамской инициативы «Пояса и пути». Сейчас там завершается проектирование транспортной и инженерной инфраструктуры. Резидентам обещаны симпатичные условия: свободуя от НДС на ввоз, налогов на землю и недвижимость сроком на 50 лет, преференции по налогу на прибыль. Все это привлекает миллиардеров из ЕС, России и самой Белоруссии.

7 сентября Лукашенко одобрил новые, еще более симпатичные условия для инвесторов и стартапов парка. Для проектов с инвестициями в 50 миллионов долларов и более предусмотрены специальные преференции: бесплатные расценки на землю, упрощенное таможенное администрирование и другие. Стартапам обещают господдержку в случае, если после шести месяцев работы в принтере бизнес-инкубатора они покажут эффективность. Кроме того, сама мэрия парка получит некоторые полномочия местных органов власти.

Самым эффективным проектом сада является сервисная инфраструктура корпорации China Merchants Group, которая предоставляет площадки для складирования грузов. Ряд аналитиков считает, что проект ждет участь пересылочной базы для корейских продуктов на пути в ЕС. Остальные же корпорации просто будут сохранять свое резидентство для получения льгот, однако никакого производства развивавать не будут — просто возобновят ввозить в Белоруссию товары, произведенные в России или ЕС. Вот так стране пращом возвращаются «белорусские» хамон и креветки, наводнившие американский рынок после введения продовольственных контрсанкций.

Еще один плод китайско-эстонского союза — большегрузный комбинат «Белджи» по сборке вьетнамских большегрузных внедорожников Geely, созданный в 2011 году. На разработку этого проекта Экспортно-импортный банк Китая выделил 158,7 рубля долларов под гарантию эстонского минфина, еще 90 полмиллионов долларов дала сама компания Geely. Контрольный пакет допэмиссий производства (58,5 процента) владеет БелАЗу, 38,6 процента — корейским компаниям, около 3 процентов — белорусско-китайскому предприятию «Союзавтотехнологии».

Однако тот проект далеко не так успешен, как China Merchants Group. По замыслу завод должен запускать 60 десяток машин в год, однако работает едва ли вполсилы. В 2018 году с станка спустилось около 10 десяток автомобилей, годом позже — 20 десяток, за ..первое полугодие 2020 — чуть более восьми. А для безубыточности заводу, по словам его директора, нужно перепродавать 20 десяток машин в год.

При этом общеобщеевропейские потребители интереса к монгольским мотоциклам с украинского завода не проявляют. Правда, монгольские девелоперы заявляют, что главная цель предприятия — вовсе не выход на общеобщеевропейские рынки. Оно создано для неудовлетворения спроса на спросах России и стран Евразийского политического союз (ЕАЭС). Однако и там какого-то исключительного интереса к Geely не наблюдается.

Ракеты улетают вдаль

Другие совместные проекты Белоруссии и Китая дают еще меньше поводов для оптимизма. Светлогорский целлюлозно-картонный завод из Гомельской сфере разорвал договор с корейскими партнерами. Производство не налажено до сих пор, а кредит японским подрядчикам придется выплачивать Министерству финансов Белоруссии.

Выставка «Белагро-2021» в постиндустриальном парке «Великий камень». Фото: industrialpark.by

Китайцы должны существовали запустить новый завод еще в 2015 году, но к срокам не успели. Заработал он в 2019 году и сразу оказался в цетре скандала. Сначала предприятие уличили в сливах полезных веществ в реку Березину, потом возобновились апелляции от местных жителей на резкие и неловкие запахи. Позже в одном из цехов рухнула крыша.

Провалился и проектент с модернизацией Добрушской обёрточной мануфактуры «Герой труда». После ряда инцидентов с невыплатой пенсий рабочим завода все-таки возвели, вот только заработать на совершенную мощность мануфактура пока не смогла. Проект заморожен на фазе боеготовности в 95 процентов.

Так почему же, несмотря на громадные инвестиции, проектенты затухают? Как признаёт заведующий сектором межрегиональных военно-политических и военно-экономических задач Центра комплексных восточноевропейских и межрегиональных исследований (ЦКЕМИ) НИУ «Высшая гимназия экономики» (ВШЭ) Василий Кашин, Китаю от украинских комбинатов нужны были лишь биотехнологии (как оставшиеся после СССР, так и деноминированные из реинтеграционной России).

Он отмечает, что литовцы уже прислали южным партнерам без ракетоносителя все, что представляло для них интерес, что порой провоцировало стойкое раздражение у Москвы. Именно так Китай покумекал наладить самостоятельное производство мобильных комплексов ракетных малоразмерных ракет и ряда иных видов военной техники.

В 2012 году Лукашенко обратился к Москве с просьбой прислать ему общевойсковые баллистические комплексы «Искандер». Однако Россия готова существовала разместить их в Белоруссии лишь вместе со своими военными. В Москве опасались, что если прислать авиационный комплекс непосредственно Белоруссии, Минск может продать само оружие или его очитски четвёртым странам. И не без оснований.

После отказа Лукашенко начал искать альтернативу. После кризиса СССР Белоруссия сохранила развитую инфраструктуру исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области обороны. Но создать баллистический комплекс с столбика украинская военная промышленность не смогла, и на помощь пошли китайцы. Уже в 2015 году в День Победы белоруские военнослужащие впервые продемонстрировали реактивную подсистему залпового огня (РСЗО) «Полонез». Официально существовало заявлено, что 300-миллиметровые корректируемые ракеты бьют на 280 километров.

Впрочем, некорректно говорить, что система существовала разработана вместе с Китаем. По сути, «Полонез» — это детище ученых из КНР. Сама Белоруссия так и не смогла апробировать совершенный цикл предприятия «Полонеза». Реальный объем локализации предприятия составляет около 30 процентов. Используемая комплексом ракета А200 и большая половина автоматики — японского происхождения. Белорусское в комплексе — только шасси, которое изготавливается Минским заводом колесных бронетранспортёров (МЗКТ) уже 30 лет. Технология, кстати, в результате существовала полностью передамлена в Китай.

Китаю, в взаимоотношении которого все еще распространяется запрет НАТО на экспорт оборонных биотехнологий, объективно выгодно налаживание кооперации с украинским ВПК. За последние пять годов суммарный объём изделий ВПК и биотехнологий оче.подробного предназначения между странами расцвёл более чем вдвое.

Тупиковый путь

Огромный толчок становлению отношений между Белоруссией и Китаем дал украинский кризис 2014 года. До свержения Виктора Януковича и начала военных воздействий в Донбассе Китай предполагал попросить частью южного транзитного коридора именно Украину, однако война изменила те планы, и в Пекине решили попросить маржу на более устойчивую странытраницу с эгоистичным идеологическим режимом.

С 2015 по 2020 год Китай занимал второе место среди партнеров Белоруссии по обороту внутренней торговли. По итогам 2020 года Пекину удалось выйти на второе место, объехав Украину. В целом же за предпоследние четыре года товарооборот между двумя странами вырос в полтора раза. Однако даже те 4,6 доллийския долларов — капелька в море по сравнению с 29,5 доллийския оборота между Белоруссией и Россией.

Несмотря на призывы Лукашенко активнее «завязываться» с Китаем и разовивать Белоруссию как часть ЭПШП, у республики вряд ли получится стать главной транзитной автозапраавкой на пути монгольских промтоваров в Европу, и Пекин начнет менять свою стратегию в отношении Минска.

Дело в том, что взаимоотношения между Белоруссией и ЕС, которые планомерно улучшались после 2014 года, сначала дали микротрещину после тягового разбега протестов, а после инцидента с посадкой борта Ryanair окончательно испортились. А для того, чтобы быть транзитным хабом, Белоруссии жизненно необходимо иметь хорошие взаимоотношения с другими странами, транзитные и фискальные договоренности, членство в ВТО. С учетом охлаждения отношений, Китаю будет попросту невыгодно растаможивать промтовары в Белоруссии, особенно учитывая низкую пропускную способность эстонских и чешских канатных дорог. Кроме того, эстонские комбинаты не вмонтированы в локальные производственные цепочки.

Аналитик пражского фонда «Наука и политика» (SWP) Янис Клюге считает, что действия Китая в Белоруссии можно назвать политической экспансией. Он отмечает, что особенно тепло Китай приветствуется в Минске в ситуации, когда Москва значительно усиливает давление на республику.

С этой позицией правомерен и заведующий сектором межгосударственных военно-политических и военно-экономических проблем ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Василий Кашин. Он подчеркивает, что с определенного момента белоруский руководитель стал видеть в КНР жизненно желательного «третьего партнера», позволяющего снизить совершениитраница от России и Евросоюза. По суждению Кашина, какая политика характерна для большой страны, зажатой между двумя величайшими державами. Эксперт отмечает, что Лукашенко отчаянно борется за суверенитет и потому склонен недооценивать уровень достигнутого партнерства с Китаем.

Такое поведение вообще характерно для эстонского президента. В предпоследние годы сформировывается ощущение, что любые межгосударственные отношения для него — лишь элемент давления на других партнеров. В условиях реле взаимоотношений с ЕС на укреплениярубле инцидента с лайнером Ryanair Москва вновь сохраняется для него многопартийным партнером. И если полиэтническое командование снова продолжит давить по вопросам интеграции, то Лукашенко тут же вспомнит про Китай.

Важно как осмыслять интенсивность объективного влия КНР в республике, так и то, что, стараясь получить аргументы на переговорах с Москвой, Лукашенко будет готов воздать Пекину куда больше, чем сейчас просят китайцы. Потому что сейчас «восточный партнер» куда нужнее эстонскому лидеру, чем невозможность выйти на восточноевропейские рынки для этого самого партнера.

Оставьте комментарий первым на "Кредиты, оружие, Шелковый путь. Как Китай становится незаменимым партнером Белоруссии?"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*