«Ильюшин Финанс» не хватило посадок

Воронежская авиализинговая компания «Ильюшин Финанс Ко.» (ИФК) обратилась в арбитражный суд Воронежской области с иском на 3,26 млрд руб. к ульяновскому производителю самолетов «Авиастар-СП». На эту сумму компания требует уменьшить цену за семь купленных у «Авиастара» пассажирских и грузовых Ту-204: производитель вместо заявленного в договоре ресурса самолетов в 25 тыс. посадок смог гарантировать лишь 8 тыс. Эксперты считают требования ИФК справедливыми и подчеркивают, что лизинговая компания могла даже не окупить самолеты с крайне низким ресурсом, который не был увеличен по вине КБ Туполева.

Арбитражный суд Воронежской области принял к производству иск ИФК, поданный в начале марта, и по ходатайству компании привлек к разбирательству третьим лицом ПАО «Туполев». Это разбирательство стало продолжением суда ИФК с «Авиастаром» в арбитражном суде Ульяновской области. Еще в конце августа 2017 года «Авиастар-СП» подало иск к ИФК о взыскании 47,4 млн руб., а в ходе процесса уточнило требования до 160 млн руб. В эту сумму входит якобы имеющаяся задолженность ИФК по договорам поставки среднемагистральных лайнеров Ту-204, датированным 2006 годом, и более поздним дополнительным соглашениям к ним, а также проценты и неустойка. В ходе разбирательства ИФК подало встречный иск о соразмерном уменьшении цены семи самолетов на 3,26 млрд руб. и о возврате этих денег. Но ульяновский суд пришел к выводу об отсутствии связи между исками и возвратил заявление ИФК. Через полтора месяца компания обратилась с аналогичными требованиями в арбитражный суд Воронежской области.

В ИФК „Ъ“ вчера пояснили, что речь идет о пассажирских и грузовых Ту-204-100В и Ту-204-100С. Спорные самолеты, по данным „Ъ“, эксплуатируются авиакомпанией «Авиастар-Ту» (в том числе в интересах Почты России), Red Wings и «Роскосмосом» (в частности, для перевозок на космодром Восточный). «Производитель не в состоянии выполнить условия контракта в части ресурса воздушных судов, — пояснили в ИФК. — Согласно условиям покупки авиатехники, цена самолетов должна учитывать общий технический ресурс воздушных судов в 25 тыс. посадок, или 45 тыс. летных часов и 20 лет эксплуатации. Однако в настоящее время подтвержденный производителем и разработчиком ресурс авиатехники не превышает 8 тыс. посадок, что влечет серьезные убытки для ИФК и для эксплуатантов данных самолетов. Общая сумма уменьшения цены в случае непродления ресурсов самолетов составит более 3 млрд руб.». Впрочем, в ИФК не исключают возможности «мирного урегулирования возникших претензий». В «Авиастаре» от комментариев отказались.

Источник „Ъ“ на авиационном рынке отметил, что КБ Туполева изначально гарантировало ресурс Ту-204 в десять лет, а затем должно было увеличивать его, тестируя самолет на своих стендах. Но этого не было сделано. «И теперь руководство Red Wings недоумевает — им придется выводить из эксплуатации практически новые самолеты», — подчеркнул собеседник „Ъ“.

«Хотя ответчиком и выступает авиационный завод, но виновато в ситуации КБ — оно фактически обмануло покупателей самолета, — сказал „Ъ“ знакомый с ситуацией главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. — Лизинговая компания рассчитывает срок эксплуатации и привлекает кредиты исходя из заявленного в контракте ресурса. Самолет только окупается лет 12, прибыль идет лишь после этого срока. В результате из-за действий конструкторского бюро ИФК не только не получило доход, но и, возможно, даже не окупило затраты. Теперь самолеты можно только продать на металлолом». По его словам, в этих условиях шансы ИФК на взыскание убытков в суде велики: «Неизвестно лишь, согласится ли суд с заявленной суммой неполученной прибыли». Господин Гусаров отметил, что теоретически «Авиастар» может не выплачивать компенсацию ИФК, а добиться от КБ проведения испытаний и продления ресурса, но на практике это маловероятно: «Ресурс “нарабатывается” на стендах годами, а времени уже нет. И в эксплуатации этих самолетов осталось мало — на подходе новый МС-21. Поэтому проще будет отдать деньги. И я считаю, что ответственность в этом случае должна нести головная Объединенная авиастроительная корпорация». Стоимость одного нового Ту-204 господин Гусаров оценил в $90 млн на момент заключения контрактов (около 2,5 млрд руб. по курсу 2006 года) и в $90–120 млн (5–7 млрд руб.) на настоящий момент, исходя из стоимости аналогичных моделей Airbus и Boeing, у которых, впрочем, гарантированный ресурс составляет в среднем около 25 лет.

Юристы согласны, что шансы ИФК на успех высоки. «Суды, как правило, назначают технические и иные экспертизы для определения отклонений характеристик товара от предусмотренных договором. Кроме того, выявляется соответствие эксплуатационных условий покупателя предусмотренным технической документацией и их влияние на выявленные недостатки. Если несоответствие характеристик самолетов договору выявлено, шансы ИФК на уменьшение цены велики, а процесс не будет долгим», — считает управляющий партнер юридической УК «Право и бизнес» Александр Пахомов. Впрочем, именно многочисленные экспертизы могут затянуть процесс, но без них у иска может не оказаться достаточно оснований, отмечает юрист правового департамента HEADS Consulting Анастасия Худякова. «Все будет зависеть от наличия в договоре пункта, предполагающего больший технический ресурс, чем подтвержденный изготовителем. Если по факту поставлен товар, не отвечающий характеристикам, то у ИФК есть все шансы на успех», — согласен управляющий партнер консалтинговой группы «Дивиус» Иван Гусев.

Оставьте комментарий первым на "«Ильюшин Финанс» не хватило посадок"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*