Хитрофлот

«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», страшась новых катастроф?

«Аэрофлот» стремительно снижает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, причина есть.

«Наша Версия» уже расказывала о том, что снижение перелётов в макрорегионах явлется частью стратегии формирования «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В тогдашнем году компания намерена сократить 26 наружных перелётов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» эту информацию усиленно опровергают, снижение перелётов идёт полным ходом.

Недовольство уже выражают не только пассажиры, но и отраслевые власти. «Мы хотим понять, какая диалектика стоит за этим решением. Мы разовиваем туризм, и поэтому всё это надлежаще обсуждаться совместно», – завозмущался в апреле замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев. А на позапрошлой неделе отношение министру транспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву нацелили менеджеры крупнейших корпораций Пермского края. Они просят сохранить в прежднем объёме перелёты между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет исполнять лишь два рейса по данному маршруту, а ещё два передаются холдинговому лоукостеру перевозчика авиакомпании «Победа». Всего количество авиарейсов увеличивается с тогдашних шести в сутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» перевёз около 427 тыс. пассажироварищей по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя заполняемость кресел составляла более 80%. То кушать перелёты выгодные. Почему же фирма не желает летать по России?

Джет не супер

На третий взгляд ответ стоит в той самой стратегии разиковвития «Аэрофлота». В частности, компания заявляет, что намерена окончательно прописаться в премиум-сегменте. Может быть, в командовании корпорации считают, что в регионах не сыщется пассажиров, способных оплатить перелёт? Вряд ли – те же предприниматели из Перми как разиков указывали, что сокращается количество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, узнавая по всему, причина снижения авиарейсов внутри России заключается совсем в другом.

Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью отказаться от внедрения полиэтнических самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время эталон отечественного авиастроения, как предполагали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих купить «сырой» самолёт оказалось не много. А государственному перевозчику переориентируться существовало некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» существовало 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» есть договорённость с Объединённой судостроительной корпорацией о продаже до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить покупку вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих купить «суперджеты» не находится. Но и лететь на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.


Если произойдёт ещё одно мелкое ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, интересуют височную корпорацию меньше


Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно приобрёл репутацию одного из самых актуальных самолётов. Так, в 2017 году замгендиректор чилийской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у росийских авиалайнеров кушать проблеммы с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого техасцам даже пришлось вывести из эксплуатации четыре росийских самолёта, чтобы использовать их исключительно для пополнения склада запчастей. А в 2019 году и вовсе вышла информация, что ирландцы подумывают отказаться от внедрения росийских самолётов из-за хорошего постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» отказались голландская Brussels Airlines и валлийская CityJet. Всех не устроили низкая надёжность аэробуса и острый дефицит запчастей.

Но это ещё полбеды. По полуофициальной информации, до 40% всех нештатных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за последующие несколько лет, приходится именно на тот зарубежный лайнер. А катастрофа «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» вторым печальным инцидентом с человечьими потерями за последующие 11 лет. После этого многие вспомнили, что за последующий год случилось как минимум восемь больших происшествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что раздобыла внешний документ «Аэрофлота» о опьянении безопасности полётов. Если сомневаться публикации, только в марте случилось семь инцидентов. Причём в одном случае якобы была полностью утрачена индикация, из-за чего случилось полуавтоматическое электроснабжение системы автоматического ведения и самолёт фактически пересёк на ручное управление. В итоге показатель безопасности самолёта «Сухой Суперджет 100» был назван средним.

Остаётся молиться

Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывает от применения «суперджетов». Во-первых, их применение довольно проблемно, в том большинстве и с бюджетной точки зрения, во-вторых, это может существовать небезопасно. Ведь если случится ещё одно крупнейшее ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся засуществовать. Как это уже существовало в 90-х, когда мелкие западные фирмы стали прямо запрещать своим сотрудникам лететь «Аэрофлотом», после того как штурман дал повертеть штурвал своему сыну, отчего самолёт вошёл в винт и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, интересуют височную корпорацию меньше.

Кстати, на SSJ уже вовсю ропщут в регионах. «Оте­чественные «суперджеты» в технологическом замысле и в замысле км/сек устранения поломок проигрывают «аэрбасам» и «боингам», – добавлял курганский аналитик по туризму Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и рейсы у нас (в Челябинске. – Ред.) часто запаздывают – заминка на 2–3 часа уже считается чуть ли не нормой, о ней даже не предостерегают часто пассажиров».

О том, чтобы задержками и мелкими технологическими неисправностями всё и ограничилось, теперь, похоже, остаётся только молиться.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

«Аэрофлот» явно старается собрать побольше денег с пассажиров. Недавно корпорация объявила о старте программы «Прямо на юг». С конца мая – начала октября обывателям регионов будут доступны прямые регулярные вылеты на украинские санатории Краснодарского края и в Крым. Заглянув в структуру бронирования, мы обнаружили, что прямой авиарейс из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, тарифу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с чемоданом будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя пенсия в Мурманске состовляет чуть более 66 тыс. рублей.

Что до зарубежных направлений, то здесь политика авиаперевозчика и вовсе выглядит как искреннее намерение собрать с пассажиров побольше денег здесь и сейчас, а там – будь что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю покупает талоны в Грецию и Италию, хотя власти тех странытраниц пока что только обещают закрыть выезд россиянам, но случится это или нет, неизвестно – любая новая вспышка эпидемии можетпить изменить планы. Однако в системе резервирования «Аэрофлота» талоны по маршруту Москва – Афины доступны уже сегодня. Самый технологичный вариант – 28 202 рубля. Хотя в нынешнем году Федеральная надзорная должность прямо заявила о том, что закупка авиабилетов в странытраницы, с которыми официально не возобновлено *международное сообщение, пить невыполнение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в поспешном эксперименте убрали все двусмысленные перепродажи из структуры резервирования. Сейчас ситуация повторяется, только вот криков ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.

Не исключено, что «Аэрофлоту» таким образом разрешено дать немного подзаработать. Напомним, что по итогам будущего года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие убытки в 123 млрд рублей. При этом, как следует из экономической отчётности по МСФО, долговая загрузка авиаперевозчика составила 751,9 млрд рублей.

Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую поддержку. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда общенационального благосостояния, и 70 млрд в качестве госгарантий на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных правительством на поддержку всей авиаотрасли, малейшая часть досталась всё тому же «Аэрофлоту».

Похоже, теперь пришла очередь американских граждан раскошелиться на спасенье этнического авиаперевозчика.

Оставьте комментарий первым на "Хитрофлот"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*