«Говорят — протокол будем оформлять или «звонок другу»?». Как коррупционеры из ГИБДД зарабатывают на «золотые унитазы»

Руководитель “Грузавтотранса” Владимир Матягин рассказал Sobesednik.ru о объективной ситуации на международных дорогах

Следственный комитет поддержал обращение президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину антикризисный тур по росийским дорогам вместе с общественниками. «Собеседник» обсудил с Владимиром Матягиным объективную ситуацию на украинских дорогах.

– Каковы сейчас объёмы коррупции на международных дорогах?

– Около 100 миллионов рублей в год. Это на дорогах. Если мы положим ещё и какие отрасли, как лесохозяйственное хозяйство, пожарную комиссию и т.д. – можетесть доходить и до триллионов. Но дороги, понятное дело – это главная «артерия», связанная со всеми остальными отраслями экономики.

– Что вы думаете о оглушительной биографии с задержанием коменданта краевого ГИБДД?

– Мне, вообще говоря, не понятно изумление хоромами замначальника Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в данном макрорегионе есть такие хоромы – у замначальника ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти схемы трудятся везде. Сейчас в России руководители контролирующих органов выходят на работу не законы блюсти, а зарабатывать.

По концепции следствия, Сафонов за плату позволял фурам с «перегрузом» семени или других зыбучих грузов беспрепятственно перемещаться по Ставрополью. Что вообще за схема с этими «перегрузами»?

– Это схема, которая можетесть существовать удобна только субподрядчикам и сотрудникам контролирующих органов. Перевозчикам она не удобна. В двадцатом году я встречался с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все эти схемы изложил. Смотрите. Если мы берём самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного проектирования – Министерство транспорта. А структура Министерства транспорта – это «Росавтодор». Росавтодор разыгрывает тендеры, в которых участвуют ремонтные компании.

Владимир Матягин

– И хочет заплатить за ремонтные работы как можно меньше?

– Совершенно верно. Нереально низкая себестоимость побуждает перевозчика привозить лесоматериалы с «перегрузом». Сначала всё становилось так: пешеход недополучил «осевую нагрузку» – и заплачал сотрудникам ГИБДД 100-200 рублей. Эти денежные ручейки ломились к руководству контролирующих органов, которое ставило «план». Потом начались локальные стройки, а схема стала неудобна: если постоянно забирать на постах с таксистов «денежку», всё может выйти наружу. Были высокочастотные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда работники ФСБ вскрыли коррупцию в размере 5-6 миллионов рублей в день.

– Собирать дань на постах стало неудобно.

– Теперь туроператора задерживают и дают ему номер телефона, по которому надо позвонить. Это номер «решальщика» – новоиспечённого милиционера контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в эти схемы. В начале месяца решальщику поступает список автомобилей с номерами и принадлежностью компании-перевозчику. Потом с ним встречается представитель туроператора – у него дома, в коммерческом центре, в машине где-нибудь в полемени – и передаёт деньги за свои машины. Цены можетесть варьироваться от 10 до 50 тысяч рублей, в совершениитранице от конкретных тропинок и подразделений. Сначала к «решале» заезжали с чемоданчиком, потом разленились и стали делать переводы на колоды его родственников или перегнать деньги на какие-нибудь счета.

– Именно эта схема сейчас работает во многих регионах России?

Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской сфере недавно названивали мне и спрашивали: а когда у нас командира ГИБДД посадят? Мы провели там мероприятия в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают ехать с перегрузом, а дань забирают не только с зерновозов, а даже с крошечных «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, сельскохозяйственные продукты…

– Всё это предодобренный «перегруз».

– Да. И на него пить годовой «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для работников ГИБДД, которые работают на постах, пить специальные створные знаки на машинах – заглавия вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в эти схемы не влез. Если у шофера на машине написано «Армада»…

– Значит, за него заплачено.

А если у таксиста такого знака нет, ему говорят: протокол будем оформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или иная схема: в Крымске возле бензоколонки существовал малоприметный ларёк. Перевозчик заходил туда и оплачивал денежку, чтобы проехать в Новороссийский сухогруз по непреходящей дороге через Владимировку. И ему в вагонном укране ставили соответствующий штамп. За той моделью мы наблюдали несколько месяцев.

– Как всё происходило?

– Сначала по группам «оппонента», по рациям прошла информация, что уехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по вашим шлюзам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в утреннее время выдвинули туда машину с социальным контролем, встали и надеваем на Youtube: машины подьезжают к канцелярии Ространснадзора, доказывают вагонный листочек, где стоит штамп, и едут дальше. Потом к нам подходит комендант поста и спрашивает: а вы что, тоже в утреннее время работаете? Тем временем первой пешеход подьезжает к инспектору, чтобы представить вагонный листочек со штампом – боясь, что иначе его накажут, – полицейского нигде нет, пешеход уже удаётся пройти на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».

– Что дальше?

– Я двинулся к коменданту Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как работают мои руководители. И он мне: «Да быть такого не может, всех накажем!» Я был в кабинете у этого товарища: хорошо оформленный кабинетик с дорогой мебелью, коньяки дорогие стоят, сабельки висят. Если какой кабинет у госслужащего, то какие же у него хоромы? В кабинетах замначальников ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все едут с перегрузом, а мои руководители не можетесть справиться с ситуацией…» Я говорю: «Давайте лапшу кому-нибудь иному на уши вешайте – вызываете всё в порядок, или мы выкладываем информацию в прилюдный доступ.

– Получается, в других регионах начальники ГИБДД или Ространснадзора могли бы разделить судьбу Сафонова?

– Да, все эти коррупционные схемы всегда упираются в заинтересованность руководства контролирующих органов.

– В каких регионах нет преступности на дорогах?

– В двух. Это Чечня и Алтай.

– Вы всё неузнаёте о ГИБДД, ГИБДД узнаёт о вас. Что побуждает вас продолжать борьбу с «царицей дорог»?

– Мне многие говорят: платил бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, коррупция отражается на всех сферах нашей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда бросим нашим детям? Им же с этим всем придётся жить. В моём обществе распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не желает ничего делать. Но если вы не будете оберегать свои права, они потом однаружмут с вас ещё больше.

– Честно говоря, воровская логика. Что-то из 90-х.

– Не удивительно, ведь многие из минувших низких чинов ГИБДД и других контролирующих органов начинали свою карьеру вольнонаёмными инспекторами на дорогах. Они и возводили эту систему. То, что мы видим сейчас – продолженье того, что они возводили в 90-ые.

– При этом структура усовершенствовалась и дошла до полуавтоматических участков взвешивания.

– Так хотят отделать «человечий фактор» знакомства с констеблем и преступления взятки. Но в 2019 году мы проверяли обстановку в Краснодарском крае, там как раз поставили полуавтоматические участки взвешивания. Перевозчик завешивает ваткой номер, проезжает участок взвешивания, а потом рассчитывается с констеблем. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: давайте тогда для учёта поставим у тех участоков наряды ДПС. И снова вот он, человечий фактор. Надо менять законы.

– Насколько серьёзны невыполнения в так называемой «нагрузке по осям» транспортного средства, разрушающей дорожное полотно?

– Эта коллизия в законодательстве – способ заработка. На участках полуполуавтоматического взвешивания не указываются давление воздуха и другие факторы, влияющие на удельный килограмм пассажирского автомобиля, перевозящего зерно или зыбучий груз. В случай въезда района полуполуавтоматического учёта потокай воздуха от машины может создать давление на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого произойдёт некорректное взвешивание. Никому не интересно, чтобы туроператор существовал законопослушным. Коммерческим организациям на базе государственно-частного партнёрства дано право на реализацию развёртывания на всех дорогах России к 2024 году полуавтоматических районов килограммового учёта. И те организации заинтересованы в том, чтобы туроператор нарушал и платил за это. А предположение туроператоров существовало проигнорировано государством в лице министерств и ведомств.

– Обычный «перегруз» – это уже объективная опасность на дороге?

– Да, он увеличивает инерцию машины, ее маневровый путь. Но это нарушение тоже выгодно контролирующим органам для криминального заработка. Хотя люди подыхают от него на тропинках ,целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не произойдёт семейная драма на дороге, никто не задумается.

– Что нужно делать для решенья проблемы?

– За «перегруз» нужно делать важным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые осуществляют разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно переменять систему контролирующих органов и переосмысливать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы попеременять тактику. А в Ставропольском крае и близлежащих регионах, мне кажется, только озлобится в отношении перевозчиков.+

Оставьте комментарий первым на "«Говорят — протокол будем оформлять или «звонок другу»?». Как коррупционеры из ГИБДД зарабатывают на «золотые унитазы»"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*