В Челябинской области может быть реализовано сразу два проекта высокоскоростной магистрали (ВСМ). Одна ветка соединит Челябинск с Екатеринбургом, вторая — с Курганом. Об этом обмолвился первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Александр Мишарин во время круглого стола «Высокоскоростные железные дороги как драйвер социально-экономического развития регионов РФ», который проходил в рамках недели ГЧП. Мишарин рассуждал о рисках и перспективах для территорий, по которым пройдут высокоскоростные магистрали.
«Мы все знаем историю двух деревень, которые не смогли откупиться от того, чтобы по их территории прошел Транссиб: одна стала Новосибирском, вторая Красноярском, — сказал Александр Мишарин. — Проект ВСМ между Челябинском и Екатеринбургом действительно очень хорош. Но там есть еще один счастливый город — Курган, который получает часовую доступность с Челябинском в рамках проекта „Евразия“, и еще надо будет подумать, где будет центр этой агломерации — в Челябинске или Екатеринбурге».
Участвовавший в круглом столе вице-губернатор Челябинской области Руслан Гаттаров ответил: «Если к нам поедут умные и рукастые люди из Кургана работать на наших предприятиях, это хорошо».
Если проект ВСМ Челябинск — Екатеринбург уже имеет четкие очертания: есть трассировка, внесенные документы планирования, есть юрлицо, которое занимается проектом (в хозяйственное партнерство «Уральская скоростная магистраль» вошли власти Челябинской и Свердловской областей, компании «RWM Capital», РМК и группа ЧТПЗ), уже идут переговоры с Минтрансом России по концессионному предложению, то проект трассы до Кургана — это только предложение. Власти говорят о глобальном проекте «Евразия», который соединит высокоскоростными поездами Европу и Китай через Россию. Больше всего близки к реализации два участка: Москва — Казань и Челябинск — Екатеринбург. Все остальное — только линии на карте, причем трассировка магистрали регулярно меняется.
Проект ВСМ активно критикуется экспертами. В частности, указывалось на то, что строительство магистралей слишком дорогое, а эффекты от них неочевидны. Сообщалось, что стоимость ВСМ Челябинск — Екатеринбург может составить 360 млрд рублей. Однако президент «Центра экономики инфраструктуры» Владимир Косой считает, что строительство столь масштабных объектов необходимо стране, так как это возможность загрузить работой смежные с железными дорогами отрасли, ту же черную металлургию, которая может попасть под санкции вслед за «Русалом». Кроме того, эксперты полагают, что эффект от объединения отдельных городов в многомиллионные агломерации даст куда более ощутимый эффект, чем кажется.
«Два города — Челябинск и Екатеринбург — формируют 6% валового национального продукта, — считает Владимир Косой. — Объединяя эти города, мы создадим третий центр в стране, который сможет конкурировать с Санкт-Петербургом. Мы проводили анализ того, как влияет наличие полуторачасовой доступности на эффективность в отраслях городов с населением свыше миллиона. Интересно, что в городах с населением в 100 тыс. человек и полтора миллиона производительность труда примерно одинакова. А вот в агломерациях, где живет свыше 1,5 млн человек, она резко растет в несколько раз. Оптимальное население агломерации — это 3-5 млн человек. Кроме того, территории получат эффект от налогов, так как 40% от суммы стройки еще на стадии инвестиций — это налоги, которые идут в регионы и муниципалитеты. Помимо этого, на стадии инвестиций возникает вопрос занятости производственных мощностей. Да, крупные стройки воспринимаются как черные дыры для бюджета. Но любая стройка формирует доходную базу. Да, есть проблемы с коррупцией, но с точки зрения экономики любая крупная стройка — это благо».
Напомним, организация скоростного движения пассажирских поездов на магистрали Екатеринбург — Челябинск предусмотрена прогнозом долгосрочного социально-экономического развития России до 2030 года. Проект включен в схему территориального планирования РФ в области федерального транспорта.
Ранее указывалось, что завершить строительство УСМ протяженностью около 209 километров планируется в 2024 году. Магистраль позволит добраться из Челябинска до Екатеринбурга за 1 час 10 минут. Стоимость строительства высокоскоростной магистрали между Челябинском и Екатеринбургом, по последним данным, озвучивалась в размере 360 млрд рублей.
Оставьте комментарий первым на "«Да, есть проблемы с коррупцией, но крупная стройка — это благо»"