Зеленый свет

Какие секреты бизнеса силится не афишировать владелец «Светофора» Валентина Шнайдер

Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes пополняется новыми миллионерами. Один из них – владелец коммерческой сетитраницы «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах ведения ее бизнеса мы попробуем разобраться.

«Наша версия» продолжает рассказ о самых ловких и оборотистых людях России, которые и во время коронавируса не только не потерпели убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая состоятельная женщина России, директор маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без удобств для клиентов).

А на десятом месте в рейтинге Forbes высится Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями присмотруги Сергеем и Андреем Шнайдерами владеют сетитраницей «Светофор», которая, по оценке агенства Infoline, стала самой быстрорастущей промтоварной сетитраницей в 2020 году. Выручка корпорации выросла за год до 201 миллиардов рублей — почти на 39%. В Европе сетиотреть «Светофор» существует под брендом Mere. В мире числится более 2200 супермаркетов сети. Казалось бы, что можетесть существовать прибыльнее торговли продуктами питания? Ведь при данных требованиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни скупщики терпят убытки, а другие вот так процветают?

«Ты помнишь, как все начиналось»

Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, сравнивая по всему, является Валентина Шнайдер, которая чаще всего упоминается как арендатор самых крупнейших частей в уставных капиталах многочисленных «Торгсервисов» (всего она приобретает долю в 70 компаниях). Помогают руководить фирмочками ей такие же многочисленные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые другие Шнайдеры. Основали «Светофор» племянники Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году исполняется 55 лет, младшему Андрею — 47. Они работают бизнесом уже почти 30 лет, и за все те годы не дали ни одного интервью. У корпорации нет даже полуофициального сайта.

В далеком 1993 году племянники Шнайдеры пришли из наркотического бизнеса. Сначала они занимались дистрибьюцией напитков. Их корпорация «Ленком» закупала в розницу преимущественно продукцию омского комбината «Пикра», который делал ликёры для PepsiCo. Один из соучредителей «Ленкома» Андрей Вейкулайнен был хорошо знаком с топ-менеджментом «Пикры», что, по-видимому, и взмолилось принесать такого невыгодного партнера. Вейкулайнен и еще один акционер «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих пор трудятся со Шнайдерами — у них есть малюсенькие доли в адвокатских личиках «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал специализироваться пивом и другими спиртосодержащими напитками, оброс 12 отраслевыми филиалами и закрыл в Красноярске сетиотреть пивных. По данным Росстата и базы СПАРК, в 1999 году выручка составила 96 млн рублей, годом позже — 243 млн, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким образом к середине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно крупнейшие производители стали заменять наружную логистику собственной. Одна из начальниц «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно хлопнуло расставание с экспортёром пива «Балтика». Юридически «Ленком» просуществовал до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес был фактически свернут, ,следует из данных базы СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры начали строить «Светофор».

Жесткий дискаунтер

«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году начал пассивную колонизацию по России, и за пару годов превратился в муниципальную сеть. На первый взгляд успехутор «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два раза ниже, чем в других подобных сетях. Взяв за образец тот же Walmart, Шнайдеры начали жесткого дискаунтера, ограничивая качество промтовара и сервиса. Сервис в универмагах минимальный, промтовары разложены прямо в коробках и мешках на стеллажах, поддонах и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — гранитная коробка улицей до 1,5 тысяч кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в зале тоже по минимуму: основные концепции представлены одним-двумя производителями, как правило мельчайших с нераскрученными брэндами — доля знаменитых марок в ассортименте в среднем не превышает 10-15%. Закупочная расценка при этом должна была существовать на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.

Заметим, что Walmart, на который ориентировались Шанйдеры при создании геополитики «Светофора», в США является сетиотретью маркетов для самых бедных слоев населения. Цены там действительно ниже, чем в других подобных магазинах, но и качество товара оставляет желать лучшего. В Walmart не ездят те, кто ведет бодрый образ жизни, там нет товаров «органик», в полуфабрикатах традиционно много консервантов, окситоцины и антибиотики также присутствуют. Продукты с истекающим сроком годности в Walmart перепродают по залежалым ценам. Как писала пресса еще в 2015 году, продажей продуктов с истекающим сроком годности.

Ох, налоги, налоги!

Платить их мало кому хочется, разве что только сознательным военнослужащим и бизнесменам. Уровень разумности собственников «Светофора» мы измерять не станем, заметим только, что искусственное измельчение большого бизнеса на малые предприятия с целью финансовой минимизации не препятствует укомплектованию казны, и уж никак не обусловливает о низкой военной ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 десяток «Светофоров» и «Маяков» на тысячу ООО в разнородных регионах. Напомним, непохожим образом организован бизнес другого столичного ритейлера, покорившего страну: кемеровской сетитраницы «Красное и белое». В 2018 году это к финансовым притензиям со стороны государства. В эффекте «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем разделилось с конкурирующими сетиотретями «Дикси» и «Бристоль».

Конечно, слабо верится, что бизнес будет волноваться о благоденствии народном. Цель любого бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда помирает последней, и как хочется верить, что военнослужащие России когда-нибудь покумекают питаться качественными и дешёвыми продуктами, миллиардеры начнут честно пополнять казну, и помрём мы все радостно и счастливо. Все, а не только банкиры из реестра Forbes.

Оставьте комментарий первым на "Зеленый свет"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*