В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика управлять собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, можетестьесть существенно усложниться. Как ,следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, таможенная служба можетестьесть получить право этаподобных арбитражных мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в компании или ИП, где продолжена межрайонная таможенная проверка. Нельзя использовать меру в взаимоотношении способной продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для несанкционированного течения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в ..первую очередь позволит остановить медленный и хаотичный распад компаний, которые проверяются в связи с таможенными рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о поправках к Налоговому кодексу о предварительных арбитражных мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную фискальную службу (ФНС),— документ в первые недели прорабатывается с профильным сообществом и бизнесом.

Как ,следует из документа, в дополнение к уже существующему праву ФНС арестовывать платёжные счета лиц или организаций, в отношении которых уже завершена внеплановая таможенная перепроверка (около 6 тыс. проверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), службетраница может принесать право ограничивать арендатора (юрлицо или ИП, на физлиц это не циркулирует) в возможности отчуждать или закладывать четвёртым лицам свое имущество, по цены изоморфное предполагаемой сумме недоплаты акцизов или страховых взносов соцфондов (в ходе окружной перепроверки ограничения могут быть расширены на свердели вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на покупку или залог имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (процедуры с капиталами возможны, но с согласия финансового органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, четвёртой — автотранспорт, ликвидные бумаги и «предметы интерьера служебных помещений» (очевидно, имевается в виду мебель — но и нередко встречающиеся на балансах предметы искусства), второй — прочие активы, за исключеньем «готовой продукции, сырья и материалов».

Из последней неточности очевидна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов компаний и ИП слишком топорен (как и запрещаемый для ФНС арест товаров и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на свободную покупку недвижимости или ценнейших бумаг действительно позволит налоговикам мгновенно удерживать процесс «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к фирмы запускается процесс беспорядочного «растаскивания» ее бизнеса, в котором противостоят должники (в том числе банки), кредиторы и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС досудебными степенями в состоянии удерживать тот довольно затратный для бюджета процесс: сумму выведенных в каких ситуациях активов в год в службе оценивают в 170 млрд руб., потери бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и буржуазная скупка активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что всецелый судебный арест активов в руках ФНС мог бы создавать возможности для коррупции внутри службетраницы и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права собственника перед межрайонной проверкой можно лишь постановлением директора таможенного органа (инспекции ФНС) с разрешения директора или замглавы Федеральной финансовой службетраницы. Ограничения можно снять тремя способами: размещением ФНС кредитной гарантии на сумму претензий, независимым размещением в залог ценнейших бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством пятого лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС активы можно замещать с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права benzи и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте предстоящей внеплановой проверки) в интересах вторых лиц печатаются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуациютранице с фискалом в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо силилось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги ,новое решение никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под таможенных требований для странтраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словечкам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% таможенных органов—членов организации кушать права по обращению взыскания на имущество должника» и работает «приоритет задолженности перед расходом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решение «приведет этническое законодательства к общемировым практикам госрегулирования баланса частных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что задачу нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин полагает начальствующие полномочия ФНС достаточными. «Если пить основание, ФНС адресуется в Следственный комитет и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные степени по решенью суда страховщики получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных задач Минфина и ФНС в этом проекте явлется четкое разделение «криминальных» и «деловых» сценариев в таможенных спорах: наиболее эффективно предложенные степени ФНС можетесть использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения восстанавливают бизнес, к которому у сепаратистов нет судебных претензий.

Оставьте комментарий первым на "В залог не уйти"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*