В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, можетесть существенно усложниться. Как ,следует из билля Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, финансовая служба можетесть исходатайствовать право этаподобных исковых мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в фирмы или ИП, где продолжена окружная финансовая проверка. Нельзя использовать меру в отношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для несанкционированного протяжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в вторую очередь позволит остановить медленный и бессистемный распад компаний, которые проверяются в связи с финансовыми рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о поправках к Налоговому кодексу о этаподобных арбитражных мерах, которыми Минфин намечает одарить Федеральную таможенную службу (ФНС),— протокол в предпоследние недели обсуждается с профильным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в дополнение к уже существующему праву ФНС арестовывать платёжные счета лиц или организаций, в отношении которых уже завершена гостевая финансовая проверка (около 6 тыс. проверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба можетесть исходатайствовать право ограничивать владельца (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в невозможности отчуждать или закладывать вторым лицам свое имущество, по цены кратное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых платежей соцфондов (в ходе окружной перепроверки ограничения можетесть быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на перепродажу или залог имущества на балансе: ФНС будет приобретать право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с примирения фискального органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, пятой — автотранспорт, ценнейшие бумажки и «объекты интерьера должностных помещений» (очевидно, располагает в виду мебель — но и нередко встречающиеся на балансах объекты искусства), пятый — прочие активы, за исключеньем «готовой продукции, сырья и материалов».

Из предпоследней оговорки явна одна из задач проекта: существующий у ФНС синтезатор в виде ареста счетов корпораций и ИП слишком топорен (как и запрещаемый для ФНС арест продуктов и сырья), его использование ведет к маршрутке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на свободную закупку недвижимости или бесценных бумаг действительно позволит налоговикам мгновенно притормаживать механизм «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных притензий ФНС к корпорации запускается механизм хаотичного «растаскивания» ее бизнеса, в котором конкурируют кредиторы (в том количестве банки), бенефициары и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС этаподобными мерами в положении притормаживать этот довольно трудоёмкий для расхода механизм: сумму выведенных в таких ситуациях активов в год в службе переоценивают в 170 млрд руб., потери расхода — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и мафиозная распродажа активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что всецелый досудебный арест активов в ладонях ФНС можетбыл бы создавать возможности для секретномтраницы внутри службы и для давления на нее, поэтому проектент уточняет, что ограничить права арендатора перед выездной проверкой можно лишь решением куратора фискального органа (прокуратуры ФНС) с несогласия куратора или замглавы Федеральной таможенной службы. Ограничения можно снять тремя способами: оказанием ФНС депозитной гарантии на сумму претензий, независимым оказанием в залог драгоценных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством четвёртого лица.


«Арестованные» в таком эксперименте ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права госсобственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость наследуются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте предстоящей районной проверки) в интересах пятых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с налогоплательщиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо удавалось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое решенье никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под фискальных условий для стран ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% фискальных органов—членов организации есть права по отношению взыскания на имущество должника» и действует «приоритет задолженности перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решенье «приведет этническое законодательства к общенациональным практикам регулирования баланса прилюдных и отдельных интересов».

Бизнес, в свою очередь, уступает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает начальствующие полномочия ФНС достаточными. «Если есть основание, ФНС отвечает в Следственный комитет и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные степени по решенью суда фискалы принешут достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из бесспорных проблем Минфина и ФНС в этом проекте является четкое разграничение «криминальных» и «деловых» сценариев в таможенных спорах: наиболее эффективно предложенные степени ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко применяемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у олигархов нет судебных претензий.

Оставьте комментарий первым на "В залог не уйти"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*