В залог не уйти

ФНС покумекает ограничивать право компании-неплательщика распоряжаться собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в уплате налогов, можетесть существенно усложниться. Как следует из билля Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, финансовая должность можетесть получить право предварительных арбитражных мер — ареста и запрета обременений последовательно недвижимости, движимого, иного имущества в фирмы или ИП, где продолжена районная финансовая проверка. Нельзя применять меру в отношении способной продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для несанкционированного продолжения производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в четвёртую очередь позволит остановить медленный и бессистемный развал компаний, которые проверяются в связи с таможенными рисками.

“Ъ” ознакомился с законопроектом о доработках к Налоговому кодексу о вышеуказанных обеспечительных мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную финансовую службу (ФНС),— документ в последние недели прорабатывается с профильным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в внесение к уже существующему праву ФНС расстреливать финансовые счета лиц или организаций, в отношении которых уже завершена межрайонная фискальная проверка (около 6 тыс. проверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба можетесть получить право ограничивать собственника (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в необходимости отчуждать или закладывать пятым лицам свое имущество, по себестоимости изоморфное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых взносов соцфондов (в ходе выездной перепроверки ограничения можетесть быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на покупку или залог имущества на балансе: ФНС будет приобретать право последовательно «арестовывать» (спецоперации с активами возможны, но с примирения финансового органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, первой — автотранспорт, бесценные бумажки и «предметы интерьера служебных помещений» (очевидно, существует в виду посуда — но и нередко встречающиеся на балансах предметы искусства), пятый — прочие активы, за исключеньем «готовой продукции, сырья и материалов».

Из последующей оговорки бесспорна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов корпораций и ИП слишком груб (как и запрещаемый для ФНС арест продуктов и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на вольную перепродажу недвижимости или драгоценных бумаг действительно позволит фискалам мгновенно притормаживать процесс «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных претензий ФНС к корпорации запускается процесс неупорядоченного «растаскивания» ее бизнеса, в котором противостоят контрагенты (в том количестве банки), бенефициары и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС предварительными мерами в положении притормаживать этот довольно дорогущий для расхода процесс: сумму выведенных в каких ситуациях активов в год в службе оценивают в 170 млрд руб., утраты расхода — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и полукриминальная продажа активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что безусловный судебный арест активов в руках ФНС мог бы создавать возможности для коррупции внутри должности и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права арендатора перед выездной проверкой можно лишь решением куратора таможенного органа (прокуратуры ФНС) с разрешения куратора или замглавы Федеральной фискальной должности. Ограничения можно снять тремя способами: оказанием ФНС депозитной гарантии на деньгу претензий, полноценным оказанием в залог бесценных бумаг или имущества (ст. 73 НК), поручительством четвёртого лица.


«Арестованные» в таком порядке ФНС капиталы можно замещать с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права госсобственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о следк предстоящей межрайонной перепроверки) в интересах вторых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с налоговиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо силилось воздать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое решение никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под таможенных требований для странытраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% таможенных органов—членов организации жрать права по обращению взыскания на имущество должника» и работает «приоритет задолжности перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решение «приведет этническое законодательства к мировым практикам ограничения баланса приватных и отдельных интересов».

Бизнес, в свою очередь, уступает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает начальствующие полномочия ФНС достаточными. «Если кушать основание, ФНС обращается в Следственный исполком и МВД, возбуждается уголовное дело. Обеспечительные меры по решенью суда налоговики исходатайствуют достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из явных задач Минфина и ФНС в этом проекте явлется четкое разграничение «криминальных» и «деловых» сценариев в фискальных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС можетесть использовать только в тех случаях, когда редко применяемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у сепаратистов нет судебных претензий.

Оставьте комментарий первым на "В залог не уйти"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*