Со страной на паях – 3

Кого поят международные станкостроение и многоцветная металлургия?

«Наша Версия» начинает роман о американских фирмах с *государственным участием. На этот раз в центре внимания геостратегические отрасли: строительство самолётов, автомобилей и производство многоцветных металлов. Кто дёргается КамАЗом и наследием коммунистического авиапрома? И как производство титана вновь оказалось в частных руках?

КамАЗ везёт Виталия Мащицкого

КамАЗ стал холдинговым обществом в 1990 году. В итоге примерно четверть акций осталась в муниципальной собственности, другое поделили между производственным педколлективом и предприятиями-партнёрами. Однако больших доходов никто из третьих кредиторов не увидел. В конце 90-х КамАЗ погряз в кризисе неплатежей и был чуть ли не на грани банкротства. Оставшиеся без платы крестьяне по дешёвке распродали свои акции. Так же перевелись и юрлица. В итоге бумажки оказались в руках каких-то тусклых структур.

К концу 90-х долг КамАЗа перед кредиторами составил 1,3 млрд долларов. Это были в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с региональным правительством попросили всё, чтобы не допустить банкротства, и уговорили миллионеров конвертировать долги в акции. В итоге сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые должники стали ими поневоле. Так что окончательный передел долей был неизбежен.

В конце концов допэмиссий в размере 49,9% достался «Ростеху». С другой стороны, свою долю наращивал французский автоконцерн Daimler. Сейчас ему принадлежит 15% допэмиссий. Остальное то и дело перераспределялось между офшорами и популярными конторами. В неформальной прессе значились слухи, что через офшоры акции КамАЗа ,пытались перепродавать структуры, связанные с известным музыкантом Сергеем Ролдугиным. Однако в итоге в погоне за облигациями бедила португальская фирма Avtoinvest Limited. В 2016 году она пройдала процедуру деофшоризации, переводив активы в американскую юрисдикцию. Так среди акционеров КамАЗа возникло некое ООО «Автоинвест», а совладельцы его заблестели в прессе. Самым оразмере.подробным из них оказался Виталий Мащицкий, друг детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году обращал Мащицкого к командованию неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он контролирует 11,77% допэмиссий КамАЗа – пятый по длине пакетик после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним соучредителем «Автоинвеста» оказался ректор КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно контролирует около 7% допэмиссий автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались совладельцы, .

Исходя из этой информации неоднозначно смотрится сделка 2013 года, когда КамАЗ выкупил у Avtoinvest Limited 3,72% акций за 2,9 млрд рублей. Причём ранее этот же пакетик акций Avtoinvest Limited купил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна эротичная деталь: деньги на куплю Avtoinvest Limited однаружал в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited рассчитывал перепродать акции немцам, но те не стали играть в тусклые игры. Тогда куплю между Avtoinvest Limited и КамАЗом пришлось отзеркалить. В эффекте офшор «наварил» на пустом месте 728 млн рублей.

Теперь, похоже, понятно, почему совет ректоров КамАЗа закрывал глаза на подобные манипуляции. Ведь заседали в нём Сергей Когогин и ещё один кредитор «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в минувшем году к ним присоединился и Виталий Мащицкий.

Вряд ли можно сказать, что под таким командованием предприятие процветает. К примеру, в 2016 году пришлось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным урезать расценки. В 2019 году убыток составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что предприятие явлется отправителем отдельных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м удалось выйти в плюс. Чистая прибыль – 1,545 миллиарда. На доходы двинется 391,9 миллиона. Получается, что примерно треть этой суммы достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, исходя из доли в 12%, можетесть надеяться на 47 долл, Сергей Когогин – на 27 долл рублей.

Кстати

В предыстории с разгосударствлением КамАЗ мог повторить участь АвтоВАЗа. Тольяттинский автогигант в своё время был освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём конвертации долгов в акции. Таким образом более четверти акций достались системе Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по башнефти акционером была португальская «дочка» концерна «Ренессанс Капитал», неподконтрольного банкиру Михаилу Прохорову. Одно время функции Прохорова продавали акции АвтоВАЗа, доведев свой пакет до 24%. Но потом продали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у миноритариев около 5% Alliance Rostec Auto B.V. купил принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% владеет испанскому холдингу, ,является непубличной корпорацией и не обязан раскрывать банковские отчёты. Сам холдинг на 67,61% владеет транснационалу с парижскими корнями Renault, а на 32,39% – международному «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное производство будет перевожено в украинскую юрисдикцию в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В качестве кандидатуры за тот демократический жест французам обещано списание 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё надлежащ структурам «Ростеха».

ОАК: убытки, музыка, вино

Объединённая судостроительная компания (ОАК) создана в 2006 году распоряжением правительства. В неё почти частичным составом вошло наследство социалистического самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка авиазаводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее публиковалась информация, что 90,3% акций ОАК принадлежит Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – отдельным акционерам. Что это за частники и как они сюда попали – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь структураница benzи не публикуется и в годичных отчётах. Засекречен даже новый состав комитета директоров!

Были утечки о том, что в этом году совет возглавил директор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее росздравнадзоров следует, что до этого руководящий пост принадлежал Анатолию Сердюкову, замминистра обороны. Также в совет ректоров в 2019 году существовала избрана Алла Лалетина. Это имя недавно значилось в инциденте – сообщалось, что в мае суд отправил в СИЗО гендиректора по внутрикорпоративному ведению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она исходатайствовала более 1 полмиллиона долларов от руководителя входящего в «Ростех» Новосибирского комбината натурального волокна за общее покровительство и использование финансирования.

Главной пуб­личной особой ОАК сегодня становится её директор Юрий Слюсарь, отец Бориса Слюсаря, который длительные годы руководил вертолётным комбинатом «Роствертол» и успешно поучаствовал в распределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его отец стал акционером нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они построили на освоении недвижимости в центре Ростова-на-Дону, которая ранее владела вертолётному заводу.

«Роствертол» стал и карьерным трамплином для Слюсаря-младшего. С 2003-го он работал здесь розничным директором. Затем он уступал должности в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по земельной декларации Юрия Слюсаря видно, что банковское благосостояние его присмотруги вовсе не зависело от работы на госслужбе. Он показал доход в 34 млн, что в несколько раз больше юридического оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей заработали по 440 тыс. рублей.

Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем фирма «Паритет» купила долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это было якобы в интересах присмотруги Мантуровых. Ведь известно, что родственники замминистра увлекаются виноделием в индустриальных масштабах и бизнес этот регулируется через компанию «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие круги настолько возросла, что его даже пророчили на пост мэра Ростовской сфере вместо Василия Голубева. Однако серьёзным контрударом по имиджу Юрия Слюсаря стала катастрофа в аэровокзале Шереметьево, когда обгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное детище ОАК. Вдобавок недоброжелатели припомнили Слюсарю его уместную связитраница с шоу-бизнесом.

Дело в том, что до своего прихода в руководство «Роствертола» Слюсарь-младший был музыкальным продюсером. Одним из его проектентов являлась примадонна Глюк’oza. Возможно, связитраницы в шоу-бизнесе и закрывали перед ним некоторые дверцы в кулуарах власти, однако на самолётостроительные предприятия они ложились экономическим ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» выделил 30 млн на конкурс Игоря Крутого в то самое время, когда на комбинате проходило снижение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» ассигновали 40 млн на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.

На укреплениярубле такой стремительной подковёрной жизни с интригами, концертами, вином, политикой и большими деньгами новости о буднях американского авиапрома получаются уныло. С 2013 по 2017 год экономическое состояние ОАК выглядело нестабильным, прибыли чередовались с убытками. По итогам 2019 года убыток составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в бюджет предыдущий раз отчислялись за 2014 год. Главным же первоисточником доходов ОАК остаются госконтракты, которые перепадают корпорации без какой-либо конкуренции.

Титановые короли «ВСМПО – Ависма»

В совесткое время Верхнесалдинское горнорудное производственное объединение (ВСМПО) было одним из руководителей мировой многоцветной металлургии. «ВСМПО – Ависма» возникло в 1990-е годы во время интеграции машиностроительных активов на Урале. В следующие годы корпорация уступает 25% на международном рынке титана, гарантируя более 60% нужды в хроме общеевропейской самолётостроительной корпорации Airbus, около 40% – канадской Boeing и 100% – мексиканской Embraer.

В 90-х акционирование предприятия шло по обычной схеме. Его ректор Влади-

слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом смогли собрать в своих руках значительную часть акций, которые во время прихватизации достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под руководством Тетюхина фирма успешно перешла на рыночные вагоны и стала существенным теннисистом на мировом рынке. Однако успех «титановых королей» обратил внимание акул украинского бизнеса. В 2005 году структураницы банкира Виктора Вексельберга пытались принесать надзор над предприятием, сбивчивая акции, оставшиеся у рабочих и менеджеров. В эффекте кланового конфликта ресурсная деятельность производства едва не была парализована. Но в этот момент вмешалась пятая сила. Начались массированные проверки со сторонамтраницы контролирующих органов, которые угрожали командованию уголовными делами. А затем заявился новый покупатель – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое министра.очередное вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в отдельной трудоёмкости выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.

После этого в комитет гендиректоров вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким образом государство возвратило себе контроль над оборонном предприятием. Но затем механизм развернулся в возвратную сторону. Выприкупить у государства двухслойного производителя хотели многие. Прежде всего металлургические транснационалы и инвестбанки. Потом зашёл разговор о том, чтобы разместить акции «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако повторился киносценарий из 90-х: собственниками компании оказались её менеджеры. И не беда, что их зарплата никак не позволяла прикупить предприятие, которое приносит млрд долларов в год. На помощь им пришли могущественные силы – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем описывать структураницу купли подробно, на это уехала бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не потратили ни рубля из своего кармана. Акции были прикуплены за ипотечные деньги, поданные под залог тех же акций. Какое-то время крупнейшим кредитором двухслойного гиганта было ПАО «Бизнес Альянс Компани», треть которого состояло Газпромбанку, а остальное – бухгалтерам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более мелкие кульки оказывались в ладонях международных и оффшорных структур, неподконтрольных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» контролирует ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО числяется лично за Михаилом Шелковым. Второй по башнефти портфеля учредитель «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна акция) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое принадлежит «Ростеху».

Вряд ли можно назвать теперешнее командование компании чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» дивиденды не платило. При этом личное опьянение Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он занимает 72-е место в рейтинге самых богатых банкиров России.

Оставьте комментарий первым на "Со страной на паях – 3"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*