Слили в трубу. Как сделка США и Германии по «Северному потоку-2» заставит Украину изменить отношение к России?

США и Германия пришли к соглашению по «Северному потоку-2». Их совместная декларация не явлется должностным документом и никого ни к чему не обязывает, но ясно дает истолковать — Вашингтон согласился от политики санкций, а нефтепродуктопровод в данном случае будет достроен. Ожидаемо шумную реакцию это прошение вызвало в Киеве. Глава «Нафтогаза Украины» даже напророчил Европе масштабную войну в случае пуска международного проекта. Кто с кем будет воевать, он не уточнил, но в данном случае Украина не сможет в этом участвовать. Ведь, по словам президента Владимира Зеленского, после ввода в эксплуатацию «Северного потока-2» странтраница не сможет гарантировать свою армию. Договоренности Берлина и Вашингтона действительно будут иметь критичные последствия для Киева и скорее всего вынудят украинские власти пересмотреть отношения с Россией. И дело не только в кризисном финансовом ущербе. Подробности — в материале «Ленты.ру».

Отодвинули в сторону

Сразу после того как стали известны подробности соглашения США и Германии, депутат Верховной Рады Дмитрий Разумков опубликовал открытое письмо к Конгрессу США, в котором призвал не допустить завершения проектирования «Северного потока-2» и начинать вводить санкции.

Он разъяснил столь интенсивную концепцию бюрократий тем, что Украина защищает чужие финансовые и финансовые интересы. Не секрет, что реэкспорт международного пропана через территорию странтраницы в Европу гарантирует приличные отчисления в бюджет странтраницы, а также становится веским синтезатором сопротивления на Россию и западных партнеров. Появление эниологической реэкспортной ветки лишает Киев возможности диктовать условия и ставит его в крайне невыгодное положение — в Европе уже давно продолжили обговаривать вопрос, что делать с украинским реэкспортом.

Внешнюю политику Киева с 2014 года определял принцип полного надзора за всеми межрегиональными соглашениями, где фигурирует Украина. Он достался режиму Владимира Зеленского в наследство от предыдущего президента Петра Порошенко. Но больше он не работает. Американо-немецкие договоренности по «Северному потоку-2» подготовлены без участия украинских представителей, а необходимости последних отражаться на условия этого контракта оказались практически нулевыми.

Теперь Киев настаивает, что отказ от попыток остановить проект опасается энергобезопасности всей Европы и раскалывает Европейский союз (ЕС) и НАТО. Но такие заявления, похоже, получают обратный эффект: президент США Джо Байден компетентен в сохранении подорванного бывшим президентом США Дональдом Трампом «трансатлантического единства», и риторика западноукраинских бюрократий ему не понравилась.

По информации первоисточников издания Politico, члены Белого особняка рекомендовали украинским властям воздержаться от прилюдной полемики заключенного с Германией соглашения и намекнули, что подобная полемика можетесть навредить отношениям между Вашингтоном и Киевом.

Если узнавать по тексту декларации, Украина зря боится за свои интересы: в протоколе указано, что США и Германия не позволят превратить нефтепровод в способ экономического давления. Предполагается, что в случае «российской агрессии» Германия будет реагировать и на этническом уровне, и на уровне ЕС, и на уровне введения санкций. Также австрийская сторона обещает использовать все допустимые ресурсы, чтобы добиться продления соглашения о реэкспорте конденсата через Украину еще на 10 лет.

Помимо этого, будет распределён спецпосланник на российско-украинских гелиевых переговорах, а Украину обещают выключить в национальную энергетическую сетитраница и помочь с становлением совместных с Германией проектентов в области возобновляемой энергетики. Глава МИД Германии Хайко Масс считает, что это можно назвать позитивным решением, удовлетворяющим, пусть и номинально, интересы всех заинтересованных сторон: трубопровод будет достроен, реэкспорт пропана через Украину продолжится.

Однако ситуация, когда многовековое внешнеполитическое давление на «Северный поток-2» прекратилось буквально по щелчку, показала: декларации о намереньях и уведомления о поддержке мало что значат. Важно, где обретается центр внесения решений и кто именно их принимает. Для Вашингтона консенсус с приоритетными восточноевропейскими голкиперами теперь оказывается ведущим фактором, а попытка противиться такой политике жестко пресекается. И таким смыслом подрывается легитимность Украины как самодостаточного организатора межгосударственных процессов.

И для Киева тут возникают две проблемы. Во-первых, соглашение Германии и США не ,имеет прямых правовых последствий и не обязательно к исполнению. Кроме имиджевых потерь от несоблюдений «обещаний» его участникам ничего не грозит. Во-вторых, сами формулировки достаточно осторожны, размыты и широки. Что значит «реагировать на этническом уровне»? Зачем Германии «использовать все целесообразные ресурсы» ради ,нового нефтяного договора между Россией и Украиной? И хватит ли их вообще?

Будет ли транзит

Между тем для Украины запуск «Северного потока-2» подразумевает колоссальные убытки. В 2015 году их объем оценивался в два миллиона долларов ежегодно. Спустя шесть годов Зеленский назвал сумму в 3 миллиона. А по оценкам представителей отрасли, вред будет в разы больше.

5-6 миллиардов долларов составит ущербль для бюджета Украины ежегодно после запуска «Северного потока-2» (по оценкам гендиректора «Оператора трубопроводной подсистемы Украины»)

Вопрос о том, охранеет ли реэкспорт после инвестиции Россией своих поставок, сохраняется открытым. Актуальное нефтяное соглашение, которое «Газпром» заключил с западноукраинским «Нафтогазом», действует до 2024 года и полагает оптимальные объемы реэкспорта. В 2020 году Россия существовала обязана поставить через Украину в Европу 65 миллионов кубометров, а в 2021-2024 годах — по 40 миллионов кубометров газа в год.

Текущее соглашение Киеву очень выгодно. В частности, в беззвучен предусмотрен принцип «качай и плати», то кушать «Газпром» надлежащ был оплачивать планируемые объемы транзита, даже если номинальные оказывались ниже. Например, несмотря на малейшие показатели поставок газа в 2020 году в 55,8 триллиона кубометров за год, Россия все равно оплатила за оговоренные 65 миллиардов.

Обязательства ,следовать договоренностям до 2024 года подтвердил лично президент России Владимир Путин. Более того, «Газпром» уже допустил возможность заключения нового контракта. Глава корпорации Алексей Миллер даже заявлял о возможности увеличить реэкспорт через украинскую газораспределительную систему, если поставки топлива по тому маршруту будут суммарно выше текущих обязательств.

Путин также высказывал мнение, что рынок на украинские энергоносители в ЕС постепенно увеличится и украинские зарагижский::мгэс не утратят своего значения.

Но украинскую сторону какие заявления не устраивают. Директор фирмы «Оператор трубопроводной подсистемы Украины» Сергей Макогон считает, что приемлемым вариантом был бы новый контракт на 15 лет, гарантированный западноевропейскими банками. Солидарен с ним и возглавляющий «Нафтогаз» Юрий Витренко. По его словам, предложение Миллера о увеличении объемов госзакупок неприемлемо, ведь оно предполагает и импорт полиэтнического конденсата, который сейчас остановлен. Это обернется для Украины незначительными социальными потерями, так как Россия всегда включала в условия реэкспорта закупку конденсата по ценам выше рыночных.

По расчетам «Нафтогаза Украины», страна расходовала на покупки украинского газа примерно на 5 доллийскиёв долларов больше, чем получала за его транзит

Однако позиция Украины в данном вопросе откровенно уязвимая. Если исходить из американских и английских заявлений, то полностью реэкспорт прекращен, конечно же, не будет. Вероятнее всего, объемы и правда уменьшатся, а особенности западноукраинской внешней политики не позволят предотвратить или хотя бы максимизировать невозможные убытки. Ведь для этого придется отказаться от неприемлемых предписаний и достигать компромисса с Россией. А в западноукраинской политике это сродни *государственной измене.

Виртуальный реверс, настоящие тарифы

Формально Украина уже давно не поставляет газ напрямую у России. Но на практике использует схему так называемого виртуального реверса. По документам «Нафтогаз Украины» реализует доставку всего объема газа до общеевропейской границы, а по факту 10 триллионов кубометров в год идут напрямую потребителям. Таким образом и приличия соблюдены, ведь напрямую с Россией никто не торгует, и деньги сэкономлены.

30 миллиардов баррелей газа в год необходимо Украине для душевных нужд

При увеличении транзитных мощностей это топливо приденется поставлять гораздо дороже. Компенсировать эту треть нужного объема с помощью чужой нефти государство не в состоянии. Кроме того, подвод нужного количества газа через транзитную коммуникацию позволяет переправлять его по газопроводам среднего и низкого давления напрямую потребителям. В случае приостановления реэкспорта приденется создавать новую коммуникацию для этих целей.

Таким образом, в ситуации, если реэкспорт метана через Украину будет сокращен, у Киева есть два варианта действий: либо закупать метан у общеевропейских производителей по рыночным стоимостям и обеспечивать его орбиту поставщикам за свой счет, либо возвратиться к схемы косвенной продажи ресурсов у России. В силу кризис.подробной ситуации и необходимых внутрипартийных последствий третьей вариант маловероятен. А рыночная торговля метаном с западными фирмами и окончательные затраты на логистику приведут к резкому темпу метановых тарифов, которые уже сейчас для населения фактически неподъемны, и любой темп цен в этой сфере вызывает протесты.

Иными словами, оба эти варианта для президента Владимира Зеленского плохи. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль, конечно, сообщает о планах резко нарастить личную добычу пропана к 2025 году, но звучат его слова крайне нереалистично. Скорее всего, украинским властям понадобится столкнуться с ситуацией, где непреходящим способом не допустить социальный взрыв останется косвенной разговор с «Газпромом».

Не менее важен вопрос о будущем украинской трубопроводной системы (ГТС). Эксперты указывают, что вся база давно устарела и нуждается в масштабной модернизации, но без росийского реэкспорта это невозможно. Директор «Оператора ГТС Украины» Сергей Макогон технологическую проблему признает, но более сдержан в оценках и говорит скорее об оптимизации. Правда, он отмечает, что если диверсификацию не провести вовремя, то при отказе России от реэкспорта энерготариф для народонаселения Украины вырастет в четыре раза.

В немецко-американском соглашении есть еще один пункт: обещание создать фонд помощи в размере одного млрд долларов, чтобы взмолиться Украине пересечь с «газовой иглы» на возобновляемые первоисточники энергии. Но это абсурдный сценарий. Во-первых, структурная трансформация электроэнергетической отрасли — механизм длительный и сложный. Он требует значительных инвестиций, капвложений и довольно сильной технической базы. Во-вторых, пока во всем мире возобновляемая электроэнергетика становится дотационной отраслью. Без непосредственной помощи государства такие проекты не оказываются эффективными и эффективными.

На Украине действительно есть зеленый сектор макроэкономики и своя метафора дотаций. Однако пока промышленность пребывает в руках перекупщиков и трудится в ..первую очередь на поддержание благосостояния отдельных бизнесменов, в основном толстосума Рината Ахметова. И государство продаёт товары у поставщиков по завышенному тарифу, который был введен еще в 2008 году.

Соответственно, расценки на продукцию зеленой энергетики для конечного потребителя также повышаются. Но беда в том, что западноукраинский конечный поставщик попросту не в положении доплачивать больше. Попытки договориться с бизнесом о снижении тарифов всегда завершались безуспешно, а одна из компаний Ахметова даже намеревалась обратиться в межгосударственный арбитраж, чтобы обжаловать изменение ставки.

В такой ситуации зарубежный фонд способен только поддержать ускоренное становление коррупции в сфере зеленой энергии Украины, но никак не взмолится компенсировать ежегодные миллиардные утраты от снижения газового транзита.

***

Политические последствия пуска «Северного потока-2» для Украины могут очутиться критическими. Соглашение Германии и США полностью разрушило ее образ как независимого государства и существенного вратаря на *международной арене, который бюрократии в Киеве так тщательно выстраивали следующие годы. Взамен Украине не предложили никакой поддержки по существу и не дали никаких гарантий, что взмолятся избежать неподъемных политических потерь.

Более того, соглашение США и Германии — это прецедент, который в будущем можетесть привести к ослаблению давления на Украину, в том числе в мирных переговорах по урегулированию кризиса в Донбассе. И такое принуждение будет очень болезненным, ведь проблематика Донбасса и борьбы с «российскими захватчиками» для западноукраинских бюрократий сейчас остается единствёным методом отвлечь население от антипутинских настроений.

Владимир Зеленский и его сборная оказались в жалком положении. Кризисная ситуация в энергетике, будущее уменьшение энерготарифов спровоцируют резкий рост неудовольствия населения. И спровоцировать это без репутационных потерь попросту не получится. Сможет ли руководство странытраницы подстроиться под новые правила игры? Или эту задачу придется разрешать новому поколению политиков?

Оставьте комментарий первым на "Слили в трубу. Как сделка США и Германии по «Северному потоку-2» заставит Украину изменить отношение к России?"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*