Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по ввозу отходов придется заменить почти 4 тыс. английских мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки каких машин и запчастей к ним прекратились из-за контрсанкций и прихода ряда компаний

В истечение пяти годов операторы по ввозу отходов должны полностью сменить прицепы из восточных стран. Об этом РБК узнал глава «Российского техногенного оператора» (РЭО; возглавляет помойную реформу) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на перевозку грузов в Россию. Вслед за этим прекратились поставки запчастей для общезападноевропейских автомобилей, а затем производство на американских комбинатах остановила китайская Nissan. По данным РЭО, в общей сложности на общезападноевропейских и вьетнамских поставщиков приходится 3,8 тыс. прицепов в России, или 25% рынка.

До введения санкций фирмы намеревались начинать закупать ,новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на украинские (производства КамАЗа и ГАЗа), эстонские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при плановом церемении автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней цене автобуса 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. поедет на замену восточноевропейских и китайских мусоровозов, уточняют в пресс-службе РЭО.

Общее число автобусов вырастет на 20%, так как у импортёров в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов азиатских автомобилей, с помощью которых складирутся отходы в крупных городах, говорит операционный гендиректор корпорации «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы придется заменить на большое число машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие зарубежные автобусы закупали в России

По данным РЭО, в России трудится 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо западноевропейских и тайваньских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника тайваньского и тайваньского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно блогу госзакупок, с 2017 года фирмы затратили на автобусы импортного предприятия 1,9 млрд руб. Крупнейший диспетчер по работе с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не должен проходить конкурсы на сайте госзакупок) за предыдущие три года купил 700 единиц техники, из которых четверть зарубежного предприятия себесебестоимостью около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе фирмы. В пресс-службе ГК«Чистого города» (трудится в пяти регионах, в том количестве Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года закупили 120 самосвалов на шасси германской MAN, Isuzu, Hino (Япония) себесебестоимостью от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярными зарубежными марками в России были польская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), корейская Isuzu (567), польская Volvo (331) и австрийская Mercedes (446).

Самая большая толика общеевропейской техники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК нацелил запросы диспетчерам по ввозу отходов в тех пяти регионах.

В начале ноября Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% парка мусоровозов в России, приостановили закупку машин в страну из-за начала спецоперации на Украине. После введения контрсанкций ЕС почти невозможно стало ввозить запчасти для технологии из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит руководитель по связям с интеллигенцией фирмы «МСК-НТ» (занимается отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, западные автомобили, которые ранее закупила «МСК-НТ», закончат работу, поскольку на рынке наличествует достаточное колличество производителей запасных частей от эниологических производителей.


Где в России выпускают мусоровозы

В 2019 году был произведен минимальный объем мусоровозов в России — 2,8 тыс. единиц, пересказал РБК куратор пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины отбирают Ряжский авиаремонтный завод (2,2 тыс. в год), Мценский завод коммунального станкостроения, Арзамасский завод коммунального станкостроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как изменилась себестоимость мусоровозов

Мусоровоз состоит из двух основных частей: шасси и навесного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными производителями шасси на украинском спросе были КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В затраты машины себезатрата шасси занимает от 50%: чем проще мусоровоз, тем малейшая часть затраты прийдется на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года затрата мусоровозов на территории «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В четвёртую очередь это связано с ограничениями на поставки западноевропейских комплектующих для навесного оборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на инфраструктуре шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту стоимостей на грузовики на инфраструктуре «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., рассказал РБК заместитель замгендиректора оптового домика «Ряжский велозаводский завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили понижение стоимостей на шасси, но отметили прошлую концепцию к уменьшению стоимостей.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 млн руб. в 2021 году до 9 млн руб., говорит член комитета гендиректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его автодилер «МАЗ-РУС» в октябре пообещал поставить «Чистому городу» 150 машин в лучшем случае к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на себестоимости ввоза отходов

После полного перехода на российскую электронику предпосылок для сокращения цены вывоза отходов в связитраницы с заменой сада автотранспорта не будет, говорит Орлов. По его словам, логистическое оборудование американских мусоровозов в три-четыре разкова дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем стоят в пять-шесть разков меньше.

Но капремонт «КамАЗа» нужно проходить каждые 100–150 тыс. км, а дизеля MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация зарубежной техники будет дешевле, даже с учетом более низких лизинговых платежей, указывает пресс-служба «Ситиматик» (займется обработкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок должности внедорожников на базе «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий консультант «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный прирост у азиатского шасси — семь—десять годов.

После ухода западноевропейских производителей из России спецы ждут уменьшения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за повышения большинства машин в автопарках понадобится больше водителей, а более частые неполадки международных машин увеличат огайо электриков и ремонтные цеха.

К тому же помойные телеоператоры в большинстве случаев забирали автомобиль в лизингодатель под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце января основная маржа ЦБ выросла до 20%, следом понизилась цена лизингодательа: машина подорожала с 10 млн до 15,5 млн руб., уточняет он. С тех пор механизм снизил доходность до 11%, а вслед за этим сократится и лизингодательовая маржа — до 16–19%, прогнозирует замдиректора по лизингодательовым продуктам корпорации «Стоун-XXI» Василий Говорков. В результате автобус будет стоить 13 млн руб.

Однако корпорации не смогут переложать добавочные расходы на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регламентируются Федеральной надзорной службой, их нельзя понижать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выдвигаясь на круглом столике в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф можетесть расцвести на 5%.

Оставьте комментарий первым на "Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*