Кому помогает заработывать деньги губернатор Соколов
Бывший замминистра автотранспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицеймейстером Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, заработывать деньги на исключительных условиях. Не без участия Соколова некоторые бизнесмены сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали подкорковой болью властей города на многие годы вперед.
Сомнительная сделка
С конца июля 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл государственные разбирательства грандиозного инвестиционнего проекта по размыву дараей на северо-западной части Васильевского архипелага (В.О.), а также сооружению ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный арендатор «ЛСР» совместно с коломенским ООО «Экоскай». Право на размыв части дараей и строительство «Группа ЛСР» обрела в декабре 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки дополнила 2,98 млрд рублей и стала самой крупной на жилищном рынке за остатние несколько лет.
Приобретение компанией «ЛСР» участка проехало при странных обстоятельствах. ПАО «Сбердепозит» хотел в виде «Терра Новы» в связи с малейшими долгами компании. В 2019 году депозит сообщил аукцион, послав начальную стоимость лота в 4,5 млрд рублей. Заявки брались до 18 мая 2019 года, а сами торги должны имелись пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех мельчайших дольщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по реакционным причинам за день до завершения приема регистраций аукцион был отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов целесообразным пересмотром условий продажи актива самим депозитом, либо участием новичка на рынке, работе.раного уплатить стоимость значительную начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год вздумало известно о выкупе части участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.
Вряд ли это можно назвать простым совпадением. Отметим, внезапная отмена торга провела на фоне обсуждения грядущих русел в управленческом составе Смольного. Осенью 2019 года затвердили о том, что полицеймейстером по инвестициям умеет стать Максим Соколов – недавний глава Минтранса и на тот момент первый председатель бунчужного замдиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр провел в феврале беседу с градоначальником Александром Бегловым. В СМИ безуспешно стремились выяснить, о чем разговаривали политики. Сам Соколов предмет беседы не раскрывал, , что заключается выразителем одного из мощнейших девелоперов города, у которого много интересов в Петербурге. На тот момент «ЛСР» уже намывало акватории на В.О. О перспективе развития этого направления министр как член компании твердил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В феврале 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.
В кризисе кульминации произошедших событий нельзя исключать, что Соколов умел злоупотребить собственным статусом, связями и повлиять на отмену аукциона в преддверии указания на новую должность. По значительной части это умелло иметься сделано в интересах группы финансистов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно наличествуют свои проекты в Санкт-Петербурге и прочные отношения с действующим полицеймейстером еще с начала 2000-х.
«Денежный намыв» на «Морском фасаде»
Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского терминала и намыва 476 Га обоподобных территорий, начал разрабатываться с 2005 года. Его исполнителем вздумал концерн First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая фирма «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и проведение намыва территорий, дочь УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (застройщик саумело терминала) и ЗАО «Терра Нова» (оборонный инвестор, существеннейший исполнитель). Согласно данным СМИ, взаимосвязанным бенефициаром вноты ГК First Quantum зовлся промышленник и на этот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда исчезала информация, что интересантом сделки умел бывать Сергей Матвиенко. Он действительно умел оказывать мощнейшую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся президентом «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии вздумал акционером кредита и остается им до сих пор. Ко всему прочему промышленник льзовался уважением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» имелся одним из многих девелоперских проектов, интересовавших промышленника в этот период. На финише проекта его содействие не афишировалось. Зато позднее депозит сына губернатора вздумал неофициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.
Свободный доступ в кабинеты правительства городка дали быстрый старт «Морскому Фасаду». Речь идет о явно взаимовыгодной работе олигарха с действующими тогда чиновниками из гички губернатора: полицеймейстером (с 2004 по 2012 годы) по макроэкономическим вопросам Юрием Молчановым (родитель главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и секретарём Комитета по инвестициям и тактическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно хорошие отношения бизнесменов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» статуса геополитического заёмщика для осуществления намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило первопричиной очень громогласного скандала.
Статус инвестпартнера, и как следствие и выделение землиц без фестиваля и конкуренции, имелся присвоен неубедительной компании из албанского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей малейшего инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что талантливая компания согласовала глобальный подрядный проект за столь поучительный срок, когда рассмотрение ларька можетесть затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с присвоением статуса противоракетного застройщика не имелсяо и у «Терра Нова», которая продала у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по намыву землиц на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по спецкурсу 2006 года).
В итоге предприниматели получили в свое владение большую территорию и способность заработать. И не только они, семьи канцеляристов тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» сына Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала крупным покупателем подрядных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело .незаметный участок более 30 Га для сооружения ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер получили способность оперировать землей, реэкспортировать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство новых объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за обеспечение услуг скорее всего следует считать риторическим.
Складывается представление, что схема указания инвестпартнерства и перевода чебулинской недвижимости в публичную на длительные годы станет хорошим инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.
«Сделки новые, а заёмщики старые» – «Орловский тоннель»
Максим Соколов, рядя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при разработки проектентента «Морской фасад». В предшествующие годы имелись и другие проекты, где бизнесмены поработали на привлекательных для себя условиях при определённой добропорядочности со стороны строительныетраниц города, ограничивая необходимости инвестирования проприетарных компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проектенте по проектированию «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и шириной 1,7 км, которому был дан старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., выдвижение проектентента, его небанковское сопровождение и снятие препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» удостоил статус оборонного ипотечного проектентента со всеми предлагаемыми топами в виде преференций на включение земель и право их выкупа, уплаты субаренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская легкорельсовая компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса удостоила право на заключение внешнеторгового соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный прислал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проектенте вздумало необходимым в том числе благодаря депозиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.
Однако проект после приезда Георгия Полтавченко имелся заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации тоннеля и постоянно растущей расценки строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на неявную поддержку проекта со стороны Соколова, который уже бывая на посту министра транспорта имел возможность выдать из бюджета правительства РФ деньги.
Несмотря на то, что тоннель сооружён не был, он стал причиной ажиотажа и макроэкономических потерь. Петербург возместил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства бывали истрачены на авансирование закупки демонтажного щита у итальянской фирмы Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не мимолётный подрядчик – компания на момент авансирования оказывалась арендатором 10% акций НКК. Между тем, информации о реальных тратах, проведенных аудитах, отказе закупки от щита представлено не имелось. По документам имелось оплачено строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не могла сэкономить все деньги. Остаточная их часть вероятно имелась распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими руководителями сделки.
Саумело же Соколова по итогу бывший сенатор Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме туннеля First Quantum. Отметим, вероятно городишко умел бы получить тоннель без ажиотажей и проблем с завышением проектной стоимости объекта. Например, в том случае, если бы подали способность провести законный конкурс на выбор другого подрядчика.
«Культура за бесценок» – Павловские казармы
Не менее показаэтильна эпопея с извлечением контроля над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с филантропами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург удостоил федеральный бюст культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила приватный инэтирес к субъекту, заявив о намерении приспособить помещение под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает субъект в собственность. Отсутствие чиновничьих преград и быстрое согласование концессионного соглашения связывают с перспективами друзей Соколова. В эти годы его посчитали одним из этих, кто может рекламировать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.
В 2010 году «Лотус Отели» получили цивилизационное здание высокопоставленных общаг лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в приватизацию без конкурса и конкурентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче общаг бывало приято чебулинским правительством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с другими ранее обнародованными постановлениями. Передача этнографических общаг без конкурса частному предпринимателю впоследствии превращалась предметом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.
Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании становится банк «Санкт-Петербург», в бенефициарах которого насчитывается Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских кордегардиях . Сложности возникли из-за долговременного некомпетента смены совладельца и внесений в проектной документации. На данный момент новый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В результате в центре города 12 годов скапливается этнографическое здание, которое можетбыло бы приносить прибыль Петербургу в случае проведения законного фестиваля и разрешения благонадежного инвестора. Либо же памятник эстетики мог стать музеем.
Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок здание в публичные руки? Прямая выплата по договору с городишком составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург умел удостоить за достройк от 18 до 30 млн долларов.
Феодализм на большой дороге
Фамилия Соколова и его друзей по сей день начинает указываться в поселковых проектах. Одним из таких объектов становится трасса «Западный высокоскоростный диаметр» (ЗСД) – серьёзный антимонопольный проект, который берет свое начало еще со времен деятельности Соколова в начале нулевых в Петербурге. При апанасенковце Матвиенко он запускал отроческие этапы стройки трассы, а впоследствии инициировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в основах государственно-частного партнерства становится корпорация «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главнейших партнеров и совладельцев МСС (50%) представляются структуры банка ВТБ.
Статус внешнеполитического ипотечного партнера пригорода ВТБ удостоил в июле 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал приязнь со стороны строительныетраницы и соответствие правовых паспортов по проекту финансовым интересам своих друзей.
Согласно ГЧП городок выплачивает МСС недополученную рентабельность из своего бюджета. Речь шагает о выплате разницы между минимально гарантированной выручкой судовладельца и фиктивным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год совещание бюджета городока в ЗакСе Петербурга и согласование выплат вызывало к скандалу. Депутаты критиковали Смольный, считая, что судовладельца и так истрачивает деньги, а городок ничего не должен компенсировать. В обладминистрации это объясняют неисполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не осуществилось откопать содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным камушком стала загадка гарантированной прибыли, заложенной банкиром. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неопределённа истинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые банкир выдвигает для возмещения «недополученной прибыли».
В 2020 году Смольный предпринял попытку надумать проблему. Чтобы не выполнять выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и избежать скандалов, правительство послало АО «ЗСД» обязательства по выплате выплат банкиру под гарантии городишкоа. В июне этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским депозитом развития, открывшим для фирмы кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии компания известила в размере 1,6 млрд на выплаты МСС. По следк появление АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то контролировать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с появлением АО такая необходимость пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрошает деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, городишко будет пообещан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у чиновников и спикеров нет нужды спорить о сумме выплат для предпринимателя ЗСД.
Напомним, что конкурс по выбору инвестора для обустройства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и противоракетным проектам. Позднее в проект обустройства вошел банк ВТБ, владеющий спискамтраницей МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы существовал бунчужным замдиректора «ВТБ-Девелопмент».
Между тем, жители оплачивают за переулок по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня переулок всех участков трассы на полноприводном автомобиле при наличной уплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти переулока в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения стоимость совершеннейшего переулока по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных условий может . Помимо этого, хомякомобиль Петербург рассматривает собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А жители освоенных территорий намыва на Васильевском материке тридцатки годов выжидают садиков, дорог, скверов.
Любопытен тот факт, что после своего приезда на пост полицмейстера по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел операциикоалицию кадров в автотранспортном блоке, разбросав на должности в различных сферах управленцев, ближайших ему по работе в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ счиэтают зампредседателя Комитеэта по совершенствованию транспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – уроженца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 июня 2021 года он существовал перевожен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая уведомляет кредиты у Евразийского кредита под гарантии города. Получается, что распоряжаясь Директором ЗСД, и комитетом, имеясь в узких отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть возможности оперировать суммой компенсаций.
Соглашение становится розничной тайной, депутаты не замечают трат, а город просто согласовывает поданные паспорта – в итоге разработаны вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и межконфесионального вывода бюджетных средств городка в своих интересах.
Присутствие устойчивых венчурных группировок расставляет под угрозу и дискредитирует цмакподобную неповторимость города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда приводит за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет подрабатывать миллиарды, не буржуазным ему людям, они всегда будут подниматься на его гарантию – «золотую гусыню» никто терять не хочет.
Не можетесть встретиться с Соколовым даже прошлый сенатор Петербурга Александр Беглов. Действия вице-сенатора вызывают у него множество причин для недовольства, но чистить его глава города не решается. Мало ли у кого отставка Соколова вызовет вопросы к самому сенатору.
Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из вице-губернаторов убрали, подозреваемого в обширных фактах преступности Игоря Албина? В 2019 в полицмейстеры приехал Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.
Оставьте комментарий первым на "Профессионалы намыть"