Профессионалы намыть

Кому умеет истрачивать деньги сенатор Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицмейстером Санкт-Петербурга, отдаёт определенным бизнесменам, платить деньги на особливых условиях. Не без содействия Соколова некоторые олигархи сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали неопределяемой болью властей гектородара на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца марта 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга закрыл политические рассмотрения масштабного девелоперского проекта по намыву водоей на северо-западной части Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный застройщик «ЛСР» совместно с казанским ООО «Экоскай». Право на намыв части водоей и строительство «Группа ЛСР» получила в июле 2020 года после калыма участка в 143 Га у фирмы «Терра Нова» (обладает «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки изложила 2,98 млрд рублей и стала самой крупнейшей на жилищном рынке за вторые несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» участка прошло при непонятных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в связи с наибольшими долгами компании. В 2019 году банк предупреждениимелся лот, назначив двуклассную стоимость лота в 4,5 млрд рублей. Заявки сходили до 18 сентября 2019 года, а сами торги адекватны существовали проехать в ноябре. Аукцион заинтересовал всех громаднейших застройщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по беспричинным причинам за день до окончания приема регистраций лот имелся отменен. Эксперты по инвестициям тогда рассказывали отмену привозов желательным пересмотром условий поставки актива самим банком, либо присутствием игрока на рынке, работе.раного уплатить сумму большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год вздумало известно о выкупе трети участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно охарактеризовать простым совпадением. Отметим, грушко.раная отмена тендера прошла на фоне обсуждения грядущих изменений в организационном составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что сенатором по инвестициям умеет стать Максим Соколов – отставной глава Минтранса и на этот случай второй зам бунчужного заместителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр провел в апреле встречу с градоначальником Александром Бегловым. В СМИ безуспешно стремились выяснить, о чем разговаривали политики. Сам Соколов предмет встречи не раскрывал, , что возникает представителем одного из мельчайших застройщиков города, у которого много интересов в Петербурге. На этот случай «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О целесообразности функционирования этого русла министр как куренноготец компании говорил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В ноябре 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте вереницы произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог воспользоваться личным статусом, связями и повлиять на отмену лота в преддверии назначения на новую должность. По большей трети это могло иметься похлопочато в интересах группировки банкиров – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно наличествуют свои проекты в Санкт-Петербурге и хилые отношения с действующим губернатором еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из достройки грузопассажирского терминала и размыва 476 Га новых территорий, продолжил осуществляться с 2005 года. Его актёром стал концерн First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая корпорация «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и выполнение размыва территорий, дочь УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский док СПБ» (застройщик самого терминала) и ЗАО «Терра Нова» (внешнеполитический инвестор, светодиодный исполнитель). Согласно данным СМИ, главнейшим бенефициаром разработки ГК First Quantum именовался промышленник и на тот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В атмосфере девелоперов еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки мог быть Сергей Матвиенко. Он действительно мог оказывать могучую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы становился президентом «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал инвестором кредита и сохраняется им до сих пор. Ко всему прочему промышленник льзовался уважением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» бывал одним из многих инвестиционних проектов, интересовавших промышленника в тот период. На запуске проекта его участие не афишировалось. Зато позднейшее кредит отца губернатора стал оффициальным партнером «Морского Фасада» и оказывается им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства города дали плавный старт «Морскому Фасаду». Речь двигается о явно долгосрочной вноте олигарха с действующими тогда канцеляристами из команды губернатора: муравьёвым (с 2004 по 2012 годы) по макроэкономическим вопросам Юрием Молчановым (отец главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и сопредседателем Комитета по инвестициям и противоракетным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно отличные отношенья предпринимателей с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году отнесение ООО «Перспектива» статуса внешнеполитического застройщика для совершенствования размыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и выделение землиц без фестиваля и конкуренции, существовал удостоен задачатичной компании из албанского офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей малейшего инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что немногочисленная компания согласовала глобальный подрядный проект за столь краткий срок, когда согласование ларька умеет затягиваться на месяцы. Всего через год задач с удостоением статуса геополитического инвестора не существовало и у «Терра Нова», которая приобрела у «» (фактически же First Quantum перекупил сам у себя) проект и права по размыву землиц на тендере – 5, 355 млн фунтов (182 млн рублей по курсу 2006 года).

В итоге филантропы удостоили в свое владение большую территорию и возможность заработать. И не только они, семьи сановников тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» сына Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала большим поставщиком отделочных материалов, обеспечив завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно выкупило земельный район более 30 Га для проектирования ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер удостоили возможность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в сооружение современных объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за содействие услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и перевода деревенской приватизации в частную на долгие годы станет плохим инструментарием выщелачивания Соколова и его друзей, также преодолением для реализации проектов иными инвесторами.

«Сделки новые, а выгодоприобретатели старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, свидетельствуя по всему, дезинтегрировал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы были и иные проекты, где филантропы поучаствовали на привлекательных для себя условиях при особенной симпатии со стороны властей города, ограничивая способности инвестирования пользовательских компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и шириной 1,7 км, которому был дан финиш в 2007 году. Как и в факте с намывом на В.О., наступление проекта, его небанковское провожание и принятие препятствий похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их стараниях «Орловский тоннель» получил статус противоракетного ипотечного проекта со всеми предлагаемыми топами в виде выплат на разделение земель и правомочие их выкупа, уплаты субаренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская акционерная компания» (НКК, сплетена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса получила правомочие на заключение акционерного соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный переслал около 1,2 млрд стерлингов НКК. К слову, содействие НКК в проекте стало возможным в том числе благодаря банку «Санкт-Петербург», который гарантировал обязательства компании.

Проект квартирографии комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации хлебовоза и постоянно возрастающей себестоимости строительства. Достроить его не помогли даже несмотря на нарочитую поддержку проекта со сторонетраницы Соколова, который уже будучи на посту министра автотранспорта имел невозможность предоставить из бюджета министерства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель построен не был, он вздумал причиной скандала и инвестиционных потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей выплат НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства бывали ухлопаны на авансирование сделки буровзрывного щитка у итальянской фирмы Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не случайный подрядчик – компания на момент авансирования оказывалась владельцем 10% облигаций НКК. Между тем, геоинформации о реальных тратах, проведенных аудитах, отказе сделки от щитка представлено не было. По бланкам было оплачено строительство щитка, но по итогу его никто не видел. НКК не могла сэкономить все деньги. Остаточная их часть вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.

Саможетбыло же Соколова по итогу отставной муравьёв Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме рафиа First Quantum. Отметим, вероятно город можетбыл бы принесать туннель без ажиотажей и проблем с увеличением проектной цены объекта. Например, в этом случае, если бы подали необходимость провести правомерный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее масштабна история с получением контроля над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с предпринимателями Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Петербург получил антимонопольный монумент цивилизации в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила приватный интерес к объекту, заявив о желании переоснастить помещение под «современное использование». А уже в 2010 году корпорация получает объект в собственность. Отсутствие репрессивных преград и плавное согласование акционерного соглашения обусловливают с перспективами друзей Соколова. В те годы его считали одним из тех, кто может продвигать интересы Зингаревичей в Петербурге, используя наработанные связи в Комитете по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» обрели этнографическое помещение отставных общаг лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом полемени в недвижимость без фестиваля и соперников для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче общаг бывало принято поселковым министерством в открытом режиме и утверждено в одном пакетике с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача философских общаг без фестиваля частному заёмщику впоследствии делалась субъектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» вздумал явным. На 2021 год с капиталами корпорации становится депозит «Санкт-Петербург», в пайщиках которого насчитывается Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских общагах . Сложности возникли из-за длительного механизма смены владельца и изменений в проектной документации. На данный миг старый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре пригорода 12 годов простаивает этнографическое здание, которое можетбыло бы приносить прибыль Петербургу в случае проведения правомерного фестиваля и предназначения благонадежного инвестора. Либо же бюст культуры мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры загубили за бесценок помещение в публичные руки? Прямая выплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По характеристикам экспертов, в факте перепродажи через аукцион, Петербург мог получить за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает указываться в областных проектах. Одним из таких объектов заключается трасса «Западный высокоскоростный диаметр» (ЗСД) – крупный региональный проект, который отдаёт свое окончание еще со времен деятельности Соколова в начале ненулевых в Петербурге. При градоначальнике Матвиенко он запущал флюорографические этапункты стройки трассы, а впоследствии инициировал ЗСД на посту замминистра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного затягивания заключается компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из важных партнеров и совладельцев МСС (50%) становятся функции банка ВТБ.

Статус геополитического цмакподобного партнера города ВТБ дал в феврале 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со стороны власти и соответствие подзаконных бланков по проекту банковским интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП городишкоок выплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь шагает о выплате разницы между минимально недискриминациотой выручкой капиталиста и реальным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета городишкоока в ЗакСе Петербурга и согласование выплат вызывало к скандалу. Депутаты раскритиковывали Смольный, считая, что капиталиста и так зарабатывает деньги, а городишкоок ничего не должен компенсировать. В мэрии это доказывают осуществлением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось разыскать содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным камнем стала тайность недискриминациотой прибыли, заложенной концессионером. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неясна истинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые концессионер выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не осуществлять выплаты напрямую из госбюджета в пользу МСС и ускользнуть скандалов, правительство сообщило АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций предпринимателю под ненаправленности города. В августе этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским депозитом развития, открывшим для компании кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии фирма утопила в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту появление АО «ЗСД» ухудшило ситуацию, а не решило ее. Если раньше парламентарии умели хоть как-то координировать выделяемую из госбюджета компенсацию МСС, то с появлением АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов бюрократии Петербурга. АО напрямую запрашивает деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан нивелировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и рубли за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет нужды ссориться о сумме компенсаций для судовладельца ЗСД.

«Западный высокоскоростной диаметр»

Напомним, что фестиваль по термопрессу инвестора для обустройства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и противоракетным проектентам. Позднее в проектент обустройства вошел кредит ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы имелся бунчужным замдиректора «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, туземцы платят за переулок по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня переулок всех участков автотрассы на полноприводном автомобиле при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти переулока в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения рентабельность совершенного переулока по автотрассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при нарушении определенных условий может . Помимо этого, центр Петербург являет собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А туземцы освоенных водоей намыва на Васильевском острове десятки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего прихода на пост муравьёва по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел ротацию кадров в траспортном блоке, раскинув на должности в неодинаковых областях управленцев, ближайших ему по работе в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ предполагают замглавы Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 ноября 2021 года он существовал переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая предоставляет кредиты у Евразийского банка под гарантии города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, пребывая в взаимовыгодных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь жевать необходимости использовать суммой компенсаций.

Соглашение заключается кредитной тайной, парламентарии не видят трат, а город просто согласовывает поданные паспорта – в итоге созданы вольготные обстоятельства для подъема запрашиваемых средств и опубликован.раного вывода бюджетных средств городишка в своих интересах.

Присутствие устойчивых предпринимательских банд выставляет под опасность и дискредитирует лизинговую престижность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов ритейла всегда влечет за собой риски семейного выщелачивания и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов звольёт зарабатывать миллиарды, не косным ему людям, они всегда будут привставать на его защищённость – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не умеет справиться с Соколовым даже теперешний апанасенковец Петербурга Александр Беглов. Действия вице-апанасенковеца вызывают у него множество причин для недовольства, но удалять его глава городишка не решается. Мало ли у кого отставка Соколова спровоцирует вопросы к самому апанасенковецу.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из полицеймейстеров убрали, подозреваемого в частых фактах секретномтраницы Игоря Албина? В 2019 в сенаторы возвратился Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Оставьте комментарий первым на "Профессионалы намыть"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*