Мусорный капитал

Губернаторы удаются длать деньги на реформе утилизации отходов и заведут её в тупик

В последующее время строительство мусоросжигательных комбинатов (МСЗ) стало главной проблематикой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь гидрометаллургический комбинат можетесть не только помочь решить проблему переработки отходов – он ещё способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на сгорании мусора уже вовсю ведут речь о получении миллиардных общественных субсидий.

Самым мелким футболистом здесь ,является аффилированная с «Ростехом» компания «РТ-Инвест». Также видную функцию в формировании будущего рынка рекультивации мусора играют чиновники. Кто-то ,пытается пролоббировать постановления в пользу инвесторов, кто-то выступает за затрату бюджетных средств или распределение их в другие отрасли.

О перипетиях вокруг МСЗ можно говорить долго. Но если сфокусироваться на них, то из поля зрения выпадает один очень значимый факт: даже если все данные проекты будут реализованы, жечь получится далеко не весь мусор. При этом расходы на проектирование МСЗ потребуются колоссальные. Только третьи пять комбинатов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В итоге – больше миллиарда рублей.

Смена ракурса

Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они высчитаны на самовозгорание 18 млн тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всякий мусор можетесть существовать сожжён с точки зрения экологической безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные космодромы всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: строительство новых МСЗ приведёт не только к закрытию 40 действующих полигонов, но и к созданию 80 новых.

Потому, когда сморишь на те цифры, зарождается вопрос: а в чём же, собственно, состояла помойная реформа? Ведь продвигающие её фигуры говорили, что помойки уже переполнены и нужно каким-то смыслом перерабатывать отходы. Сколько гомона существовало вокруг раздельного сбора, сортировки, применения вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главным смыслом для телекамер. К 2030 году планируется уменьшить объём захоронений лишь наполовину. Это при том, что во многих макрорегионах помойки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ждёт строительство новых космодромов для хранения отходов. Так что же меняет помойная реформа?

Похоже, что единственным новаторством станет состав получателей помойного рынка. Ещё с 90-х свалки однаружали под свой контроль мафиозные структуры, связанные с градоначальниками городов, причём, как правило, небольших, или главами давыдковских районов. И ничего чудесного в этом нет, поскольку землёй распоряжались именно муниципалитеты. В эффекте командованию больших городов можно было не психовать той проблематикатикой (они выделяли земли под более приличные параметры – оптовые центры и нежилые комплексы). А уж до показателя мэров мусорно-свалочная проблематика не спускалась длительные годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли свалки, организованные как попало, стали рискованными катализаторами протестов, то ли бизнес федерального и федерального оздоровителя разглядел на помойном рынке огромный поток денег, который переливается в каких-то странных фирмочках. Не существовали ли антисвалочные протесты инспирированы или раздуты с помощью гипотетических помойных инвесторов – вопрос отдельный. Так или иначе, но проблематика помоек теперь на личном контроле у многих мэров. И так совпало, что в помойный бизнес пришли новые игроки.

Челябинский кульбит

Наглядный пример вторжения общероссийских властей в помойный бизнес нам получает Челябинская область. Здесь вся предыстория выплыла в публичное жнивье благодаря судебному делу против новоиспечённого градоначальника Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы свалить градоначальника – предыстория там гораздо шире и просит отдельного рассказа. Так или иначе, но выяснились многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что такие же схемы работают в иных регионах.

Долгие годы в Челябинске была поселковая свалка, которую обслуживало федеральное предприятие МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуация на свалке была чуть ли не экологической катастрофой. Почему до этого момента не предпринимались меры, чтобы стабилизировать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса подключились районные бюрократии, и муниципалам было экстренно приказано вывозить мусор за 36 километров от городка на полигон Полетаево. Подрядчики-транспортники под какие условия не подписывались и быстренько изорвали контракты, что привело к помойному коллапсу – контейнеры во дворах за считанные дни оказались переполненными. Однако районные бюрократии быстро покарай заступника – вновь созданное ООО «ЦКС», которое исходатайствовало статус межрегионального диспетчера по отношению с комунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» заставили передним числом заключить контракт с ООО «ЦКС» на вывоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало специальным посредником между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» подписало контракт о возмездном использовании свалки с её телеоператором ООО «Полигон ТБО». При этом последний в свойстве компенсации выпадающих доходов исходатайствовал из районного расхода стипендию в 32 млн рублей. Заодно администрации Сосновского района из области было спущено указание проложить к космодрому асфальт за федеральный счёт.

Вот так лихо денежные потоки из областного МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся благорасположением краевых чиновников. Но самое главное – от этих перемен не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево существовал явно не способен обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато необходимые фирмы апробировали бюджетные деньги да ещё исходатайствовали денежный поток, стабильно бегущий от населения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после отставки апанасенковца Дубровского, в суде существовал окончательно установлен факт сговора краевых чиновников с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский существовал оштрафован на 20 тыс. рублей.

Как же регион будет выбираться из помойной западни? Пока что работы идут по постулату «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском районные власти заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на проектирование ,нового космодрома. Однако администрация ,нового градоначальника Алексея Текслера расторгла договор, жалуясь на то, что параметры проектента сильно устарели. При этом было объявлено, что полигон в Полетаеве ещё будет использоваться какое-то время за счёт увеличения и реконструкции. А для строительства ,нового космодрома с погрузкой и утилизацией отходов администрация градоначальника Текслера разрабатывает новое концессионное соглашение.

Петербург тонет в мусоре

(Фото: Александр Демьянчук/ТАСС)

В соцсетях возникают всё новые сообщения о разрушительных свалках в черте Северной столицы. Власти взялись бороться с нарушителями порядка штрафами и даже уголовными делами. Причина зовётся следующая. Юрлица и ИП заключают договоры на вывоз мусора не с профессиональными участниками рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, обращают безответственных подрядчиков, которые грузят мусоровозы где им заблагорассудится. «Точечные» свалки, содержащие в основном отделочный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по донесениям местных СМИ, образовались горы повседневного мусора на площади 500 гектаров! Он распространяет зловонье и время от времени горит. Городские бюрократии не успевают ликвидировать даже свалки поменьше, что уж говорить о таких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер почистят за счёт региональных средств. Но встаёт другой вопрос: куда же всё-таки будут вывозить отходы? Согласно законам, принятым в ходе помойной реформы, каждый субьект РФ должен аккумулировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал космодромы Ленинградской области. Да и те, к словечку сказать, уже близки к переполнению. Впрочем, специалисты говорят, что в данном случае проблема не в законах и не в недостаточности зон под космодромы в Ленобласти. Петербург уже получал отсрочку в реализации помойной реформы и можетбыл бы снова выторговать для себя исключения. Однако бюрократии городка не желают отдавать денежный потокай в чужие руки.

Оставьте комментарий первым на "Мусорный капитал"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*