«Говорят — протокол будем оформлять или «звонок другу»?». Как коррупционеры из ГИБДД зарабатывают на «золотые унитазы»

Руководитель “Грузавтотранса” Владимир Матягин пересказал Sobesednik.ru о объективной ситуации на международных дорогах

Следственный комитет поддержал отношение президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину антикризисный тур по украинским тропинкам вместе с общественниками. «Собеседник» обдумал с Владимиром Матягиным конкретную ситуациютраницу на полиэтнических дорогах.

– Каковы сейчас объёмы коррупции на американских дорогах?

– Около 100 доллийскиёв рублей в год. Это на дорогах. Если мы положим ещё и такие отрасли, как торфяное хозяйство, пожарную инспекцию и т.д. – может доходить и до триллионов. Но дороги, очевидное дело – это главная «артерия», связанная со всеми другими отраслями экономики.

– Что вы размышляете о оглушительной предыстории с задержанием начальника красноярского ГИБДД?

– Мне, вообще говоря, не понятно недоумение хоромами коменданта Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в любом макрорегионе есть такие хоромы – у коменданта ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти схемы трудятся везде. Сейчас в России милиционеры контролирующих органов выскакивают на работу не законы блюсти, а зарабатывать.

По следстви следствия, Сафонов за мзду позволял повозкам с «перегрузом» зерна или других глинистых грузов беспрепятственно перемещаться по Ставрополью. Что вообще за схема с этими «перегрузами»?

– Это схема, которая может быть невыгодна только заказчикам и работникам контролирующих органов. Перевозчикам она не невыгодна. В двадцатом году я виделся с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все эти схемы изложил. Смотрите. Если мы берём самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного строительства – Министерство транспорта. А структураница Министерства транспорта – это «Росавтодор». Росавтодор переигрывает тендеры, в которых участвуют отделочные компании.

Владимир Матягин

– И желает заплатить за отделочные работы как можно меньше?

– Совершенно верно. Нереально низкая цена побуждает туроператора таскать стройматериалы с «перегрузом». Сначала всё делалось так: таксист недополучил «осевую нагрузку» – и заплачал работникам ГИБДД 100-200 рублей. Эти денежные ручейки ломились к руководству контролирующих органов, которое ставило «план». Потом возобновились глобальные стройки, а схема стала неудобна: если постоянно забирать на постах с шоферов «денежку», всё может выйти наружу. Были колебательные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда милиционеры ФСБ обнаружили преступность в объёме 5-6 миллионов рублей в день.

– Собирать дань на постах стало неудобно.

– Теперь грузовладельца притормаживают и дают ему номер телефона, по которому надо позвонить. Это номер «решальщика» – бывшего работника контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в эти схемы. В начале месяца решальщику поступает формуляр мотоциклов с номерами и прикосновенностью компании-перевозчику. Потом с ним встречается представитель грузовладельца – у него дома, в оптовом центре, в машине где-нибудь в жнивье – и передаёт деньги за свои машины. Цены можетесть варьироваться от 10 до 50 десяток рублей, в совершениитранице от конкретных тропинок и подразделений. Сначала к «решале» заезжали с чемоданчиком, потом отупели и стали делать переводы на карты его родственников или догонять деньги на какие-нибудь счета.

– Именно эта схема сейчас противодействует во многих регионах России?

Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской области недавно перезванивали мне и спрашивали: а когда у нас замначальника ГИБДД посадят? Мы проводили там мероприятия в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают мотаться с перегрузом, а контрибуция берут не только с зерновозов, а даже с крохотных «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, земледельческие продукты…

– Всё это гарантированный «перегруз».

– Да. И на него есть ежегодный «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для сотрудников ГИБДД, которые работают на постах, есть особые идентификационные знаки на машинах – наименования вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в те схемы не влез. Если у гаишника на машине написано «Армада»…

– Значит, за него заплачено.

А если у шофера такого знака нет, ему говорят: протокол будем оформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или иная схема: в Крымске возле заправки был неприметный ларёк. Перевозчик заходил туда и платил денежку, чтобы проехать в Новороссийский сухогруз по непреходящей дороге через Владимировку. И ему в маршрутном листочке ставили соответствующий штамп. За той схемой мы наблюдали несколько месяцев.

– Как всё происходило?

– Сначала по группам «оппонента», по рациям прошла информация, что поехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по твоим каналам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в полуполуночное время выдвинули туда машину с обществёным контролем, встали и снимаем на Youtube: машины подъезжают к канцелярии Ространснадзора, доказывают маршрутный укран, где стоит штамп, и едут дальше. Потом к нам приближается начальник поста и спрашивает: а вы что, тоже в полуполуночное время работаете? Тем временем первой таксист подьезжает к инспектору, чтобы показать маршрутный укран со штампом – боясь, что иначе его накажут, – комиссара нигде нет, таксист уже удаётся пройдать на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».

– Что дальше?

– Я побежал к коменданту Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как работают мои работники. И он мне: «Да быть такого не может, всех накажем!» Я был в кабинетике у этого товарища: хорошо оформленный кабинетик с дорогой мебелью, коньячки милые стоят, сабельки висят. Если такой кабинет у госслужащего, то экие же у него хоромы? В кабинетах начальников ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все выезжают с перегрузом, а наши работники не можетесть справиться с ситуацией…» Я говорю: «Давайте лапшу кому-нибудь другому на уши развешивайте – приводите всё в порядок, или мы выкладываем информацию в прилюдный доступ.

– Получается, в иных макрорегионах зам.начальники ГИБДД или Ространснадзора могли бы разделить судьбу Сафонова?

– Да, все эти коррупционные схемы всегда уперются в незаинтересованность командования контролирующих органов.

– В каких регионах нет коррупции на дорогах?

– В двух. Это Чечня и Алтай.

– Вы всё узнаёте о ГИБДД, ГИБДД незнает о вас. Что побуждает вас продолжать борьбу с «царицей дорог»?

– Мне многие говорят: оплачивал бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, коррупция отражается на всех отраслях моей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда оставим нашим детям? Им же с этим всем придётся жить. В моём обществе распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не хочет ничего делать. Но если вы не будете оберегать свои права, они потом возьмут с вас ещё больше.

– Честно говоря, мафиозная логика. Что-то из 90-х.

– Не удивительно, ведь многие из теперешних низких чинов ГИБДД и других контролирующих органов начинали свою карьеру вольнонаёмными контролёрами на дорогах. Они и строили эту систему. То, что мы видим сейчас – продолжение того, что они строили в 90-ые.

– При этом система усовершенствовалась и закрутилась до полуавтоматических районов взвешивания.

– Так хотят отделать «человеческий фактор» знакомства с следователем и преступления взятки. Но в 2019 году мы перепроверяли ситуацию в Краснодарском крае, там как раз поставили полуавтоматические районы взвешивания. Перевозчик завешивает ветошью номер, проезжает участок взвешивания, а потом рассчитывается с следователем. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: давайте тогда для контроля поставим у этих участоков костюмы ДПС. И снова вот он, человеческий фактор. Надо менять законы.

– Насколько серьёзны нарушения в так указываемой «нагрузке по осям» грузового средства, разрушающей дорожное полотно?

– Эта неоднозначность в законодательстве – способ заработка. На участках полуполуавтоматического взвешивания не указываются давление воздуха и другие факторы, влияющие на удельный вес грузового автомобиля, перевозящего зерно или зыбучий груз. В случай проезда участка полуполуавтоматического надзора поток воздуха от машины может создать давление на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого случится ошибочное взвешивание. Никому не интересно, чтобы грузовладелец был законопослушным. Коммерческим организациям на базе государственно-частного партнёрства дано право на реализацию развёртывания на всех дорогах России к 2024 году полуавтоматических участков полутяжёлого надзора. И эти организации заинтересованы в том, чтобы грузовладелец соблюдал и платил за это. А воззрение грузовладелецов существовало опротестовано государством в лице министерств и ведомств.

– Обычный «перегруз» – это уже конкретная опасность на дороге?

– Да, он увеличивает косность машины, ее маневровый путь. Но это несоблюдение тоже выгодно контролирующим органам для коррупционного заработка. Хотя люди калечаются от него на тропинках целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не произойдёт семейная драма на дороге, никто не задумается.

– Что нужно длать для постановления проблемы?

– За «перегруз» нужно длать важным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые реализуют разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно переменять систему контролирующих органов и пересматривать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы попеременять тактику. А в Ставропольском крае и смежных регионах, мне кажется, только озлобится в взаимоотношении перевозчиков.+

Оставьте комментарий первым на "«Говорят — протокол будем оформлять или «звонок другу»?». Как коррупционеры из ГИБДД зарабатывают на «золотые унитазы»"

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.


*